Перейти к основному содержанию

Яготинский «отшельник»

В Киевском музее русского искусства проходит выставка Анатолия Криволапа
07 июля, 20:35

Во все времена в разных национальных школах живописи всегда появлялись новаторы, которые высоко поднимали художественную планку и расширяли горизонты определенного стилистического направления, во многом опережая свое время. Объединяясь в творческие группы со своими единомышленниками и последователями, они, полные сил и энергии, определяли художественный климат своего времени. Такое объединение художников под названием «Живописный заповедник» появилось и в Украине в середине 90-х годов. Это был период разрушения стереотипов, отсутствия какого-либо идеологического давления, период свободного поиска и дерзаний. После длительного застоя украинская живопись наконец-то смогла противопоставить себя серому однообразию официального соцреализма, показав по-настоящему европейский уровень.

Сейчас этих художников принято называть «патриархами и опорой новейшей украинской живописи». А прославились они в первую очередь тем, что громко сказали «нет» всем обязательным жанрам и отказались от изображения любых конкретных предметов. Познакомиться с одним из них - Анатолием Криволапом предложил Киевский музей русского искусства, презентовав персональную выставку художника.

Само название выставки «Украинский мотив. Тишина» уже говорит о том, чему посвящен очередной этап в творчестве известного мастера. Это - продолжение живописного проекта, началом которого были экспозиции «Украинский мотив. Пейзаж вариации модуля» и «Украинский мотив. Ностальгия». Как говорит сам художник, «это пейзаж нового поколения, основанный на современном восприятии знаков и символов, которые дают мгновенное прочтение темы». И в самом деле, яркость и энергичность его полотен просто ошеломляют. Краски «взрываются» на холсте, создавая какое-то особое сияние. Первый же миг знакомства с экспозицией просто вырывает зрителя из привычной будничности. Причудливость, интрига, неожиданные решения и эффекты - это и есть язык авангардизма. Кстати, рейтинг художника очень высокий, и галеристы частенько беспокоят «яготинского отшельника».

- Анатолий, как возникла группа «Живописный заповедник», с чего все начиналось?

- Это были 1991-1992 гг.: время, когда украинское искусство находилось в поиске, родилась постмодернистская группа под названием «Парижская коммуна», художники которой использовали краски как вспомогательный материал. Нас, людей, любивших живопись, для которых краски были основным выражением их языка, это задевало. Мы чувствовали, что в качественном понимании живопись может исчезнуть. И мы решили объединиться. Эта идея принадлежала Тиберию Сильваши. Поначалу нас было восемь человек. Затем один из художников уехал в Америку, другой - в Германию, Александр Бабак перешел в инсталляцию, и сейчас в «Заповеднике» нас осталось пятеро. Но эта пятерка как раз была полным комплектом, где были разные цвета: у кого-то белый, у кого-то черный, серый, у кого-то разноцветный, у кого-то промежуточный.

- Трудно было пробивать дорогу к признанию?

- Наверное, в искусство нужно идти, понимая, что тебя может ожидать неудача, непонимание, презрение. Из истории искусства все мы знаем, как складывалась судьба многих художников. Когда ты идешь на такую творческую работу, должен иметь внутри себя определенный резерв, чтобы не воспринимать слишком эмоционально тот путь, который потом будешь преодолевать.

- На что вы полагаетесь в своем творческом процессе?

- На интуицию. Я считаю, что интуиция, по крайней мере для меня лично, является главным фактором творчества. Наши мозги - это как компьютер: что мы туда вкладываем, то и получаем, за исключением, конечно, ученых. А что касается интуиции, то нужно не забывать, что за миллионы лет существования человечества все накопленные эмоции и переживания на какой-то основе, я думаю, передаются, и поэтому для меня углубление в интуицию - это самое главное. Именно оттуда все вытаскиваю, оно мне интересно и порой поражает меня самого.

- Откуда черпаете вдохновение и на какого зрителя направлено ваше творчество?

- Я живу в доме за городом, где есть большое озеро, и та тишина, те звуки, то состояние природы просто завораживают. Именно оттуда идет многообразие красок, которые у меня есть, и все, что я испытываю... Я как художник должен передавать то, что чувствую. А психология всех людей настолько сложная, настолько разная у них подготовка и восприятие по психологическим группам, что рассчитывать на какого- то определенного зрителя, по сути, не приходится. Для меня очень важна оценка профессионалов, потому что живопись и вообще искусство всегда были авторитарной системой. И лучшие художники, когда они говорили о ком-то, что он великий, на мой взгляд, почти всегда ошибались.

- Что в вашем понимании гармония?

- ...Это как в том старом еврейском тосте: «Чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями».

- Какая ныне в Украине специфика арт-рынка?

- Арт-рынок стал достаточно качественным и развитым. Еще три года назад у меня не было ни одного покупателя в Украине. Теперь же наоборот, основные закупки моих работ делают именно украинцы. Я вижу в этом хороший знак, какое-то движение, и думаю, это будет содействовать развитию всего украинского искусства. Очень важно, чтобы те, кто покупает произведения украинских художников, понимали их ценность... Искусство имеет свою версию в каждом новом поколении. Каждое поколение видит все по-своему, и что самое главное, мы не можем знать, что именно оно примет как исходную точку, от чего начнет отталкиваться, какие способы выражения своих позиций оно изберет. Их предугадать невозможно...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать