Недопустимая «мозаика»
Чем опасны экономические диспропорции между регионами«Развитие страны возможно только через развитие регионов», — утверждает директор экономических программ Центра им. А.Разумкова Василий Юрчишин. И это его высказывание стало своеобразным рефреном дискуссии специалистов о конкурентоспособности регионов в условиях ускоренных интеграционных процессов. «Можно констатировать, что больше всего выигрывают те регионы, которые предлагают бизнесу наилучшие условия для развития. И тут речь идет не только о льготах или доступе к ресурсам, — подчеркивает Юрчишин, — а в первую очередь о понятных правилах игры. Но в преддверии Евро-2012 мы, к сожалению, проваливаем региональную политику...». При этом эксперт привел пример европейской политики, которая позволяет развивать еврорегионы: «Огромные деньги и ресурсы направляются не на финансирование социальных выплат, а именно на инвестиционное развитие и привлечение инвесторов».
Юрчишин рассказал о результатах детального исследования этой темы. Главный их вывод, по его словам, заключается в том, что регионы Украины на данном этапе просто не способны принимать самостоятельные решения, не имеют достаточных ресурсов, а потому фактически отстранены от участия в формировании конкурентоспособности территорий, продуктивного использования их потенциала. А по мнению Юрчишина, развитие страны на данном этапе полностью зависит от того, насколько успешно регионы включаются в процессы интеграции и глобализации. Эксперт подчеркивает, что региональная диспропорция с каждым годом возрастает, и это, в свою очередь, может привести к территориальному разбалансированию.
Но народный депутат Алексей Плотников (Партия регионов) считает, что экономическая диспропорция регионов Украины — естественное явление: «Да, есть такие вещи, как неравенство в развитии областей Украины. Но это то, что существует во всем мире, и любая страна, которая имеет обширные территории, не может избежать этого неравенства». Он рассказывает о двух возможных направлениях в решении этой проблемы. Первый — предоставлять системную финансовую помощь неразвитым регионам, но при этом ничего не делая для того, чтобы они сами становились на ноги. «Это, конечно, абсолютно возможный путь, —отметил он и добавил: — А второй — это попробовать подтянуть эти регионы до уровня развитых, которые сами себя обеспечивают». При этом Плотников подчеркнул, что оба варианта являются довольны затратными как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения времени. «Нужно построить четкую системную помощь таким регионам, как Тернопольский, Черновицкий, Кировоградский и другие, а также разработать стратегию, которая помогла бы этим областям определить свои потребности и минимизировать расходы из госбюджета на их удовлетворение», — подчеркнул Плотников.
Директор Института демографических и социальных исследований НАНУ Элла Либанова считает, что в первую очередь следует сглаживать уровни жизни в регионах. «Я бы тоже хотела обратить ваше внимание на то, что с 1999 года и до сих пор в Украине наблюдается, что показатели конкурентоспособности по уровню экономического развития регионов абсолютно не совпадают с показателями конкурентоспособности по уровню человеческого развития, — подчеркнула Либанова. — Потому получается, что не стоит строить в каждом регионе фабрики или заводы. Речь должна идти, в первую очередь, об уравнивании стандартов жизни. Реально тут не много зависит от региональной власти. Она не в состоянии построить конкурентную инфраструктуру только своими силами». По словам эксперта, результаты многих исследований показывают, что и продолжительность жизни абсолютно не зависит от конкурентоспособности регионов.
«Инфраструктура — это ключ к решению вопроса неравенства регионов», — отмечает профессор Института экономического прогнозирования НАН Украины Владимир Сиденко. Он считает необходимым проводить сильную инфраструктурную политику в сочетании с «соответствующей институционной политикой, которые бы поддерживали экономическое развитие на региональном уровне» в сочетании с «соответствующей образовательной политикой, которая поможет людям получить соответствующий уровень квалификации». Тогда, по словам Сиденко, бизнес будет выбирать не только Киев и другие развитые города, как это происходит сейчас.
По мнению Либановой, «современный уровень цивилизационного прогресса отходит от экономики сырья и превращается в экономику знаний». В этом ее поддерживает и вице-президент УСПП Татьяна Степанкова. Она отмечает, что сегодня очень низкий уровень инвестиций в человеческий ресурс, и это огромное упущение в развитии государства. Ее поддерживает Сиденко и сообщает о том, что «в мире формируется качественно новый вид неравенства — образовательно- интеллектуальный». По его мнению, Украине его будет очень сложно преодолевать.
А недавно свой отчет о региональной конкурентоспособности презентовали в Киеве Фонд «Эффективное управление» и Всемирный экономический форум. В нем отмечалось, что Украине следует обратить свое внимание на «базовые требования» и «факторы повышения эффективности». Эти сферы являются слабыми сторонами Украины. В большей степени это касается реформы государственных и общественных учреждений, инфраструктуры и макроэкономической среды. Исследование показало, что конкурентоспособность регионов очень отличается между собой — области Украины в глобальном рейтинге заняли места с 53-го по 93-го. Высокие оценки получили Закарпатская, Львовская и Хмельницкая области. А вот Донецкая набрала довольно низкий балл. Общим результатом в обоих исследованиях оказалось то, что все области страдают от политической нестабильности, которая крайне негативно влияет на бизнес.
Выпуск газеты №:
№97, (2008)Section
Экономика