Перейти к основному содержанию

Сдача Приднестровья

Россия меняет Тирасполь на Сухуми и, возможно, Цхинвали
02 июня, 20:49

С некоторых пор Москва охладела к Тирасполю. Председатель думского комитета по делам стран СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский призвал власти Приднестровья оставить попытки добиться для республики международного признания и предложил им начать переговоры с Молдовой. Причин такого достаточно резкого поворота от большой любви до серьезного отчуждения достаточно много. В своем большинстве они связаны со сложностью развития политической ситуации в самой Москве. Поддержка сепаратизма на пространстве СНГ определяется в первую очередь собственными интересами и острой борьбой различных группировок в Кремле и вокруг него. При этом у военных они одни, у чекистов уже другие, а у больших монополий в первую очередь энергетических, третьи. Например, электроэнергетики очень заинтересованы в экспорте электроэнергии в страны южной Европы и далее на Ближний Восток. В этих регионах ощущается дефицит электроэнергии, и он носит долгосрочный характер. Для электроэнергетиков перманентный конфликт на Днестре совершенно невыгоден, так как затрудняет осуществление их планов. И таких примеров можно привести достаточно много.

Конечно, для усиления своего влияния в ближнем зарубежье Москве очень выгодно поддерживать сепаратистские образования в Молдове и Грузии. Однако, ценность их различна в первую очередь по объективным причинам. Во-первых, географическая удаленность и связанное с этим отсутствие общей границы значительно усложняет непосредственную военную и экономическую поддержку тираспольских сепаратистов. С другой стороны военно-стратегическая ценность непризнанных территорий также сильно различается. С Абхазией все достаточно ясно. Там Черное море, легко восстанавливаемое железнодорожное сообщение, чем российские войска сейчас и занимаются, бухты, в которых можно будет устроить стоянку военных кораблей. Приднестровье даже присоединенное каким-либо образом к России ничего существенного в этом плане не принесет. Это даже не анклав Калининграда, с которым есть связь по морю, хотя и здесь проблем хватает. Во- вторых, степень воздействия приднестровского очага конфликтов на Молдову непрерывно уменьшается. Более того, наличие непризнанного квазигосударства усиливает прорумынские силы в Молдове и фактически Россия, затягивая решение конфликта, играет им на руку. В-третьих, наличие пророссийски ориентированного Приднестровья между Украиной и Молдовой не только не сдерживает евроатлантические устремления, по крайней мере первой, а наоборот, их усиливает. Все что можно было выжать из существования Приднестровья как непризнанной территории, Москва уже получила и дальнейшая его поддержка потеряла какой-либо смысл, не говоря уже о том, что все это достаточно дорого стоит. Коррумпированная приднестровская властная верхушка уже который год беззастенчиво присваивает российскую финансовую помощь. Обидно все-таки. Долг за потребленный газ уже достиг 2 млрд. долларов и возвращать их никто не собирается. В Тирасполе даже обижаются, ведь мы бастион российских интересов, какие тут могут быть денежные расчеты. Кстати, уже упоминаемый Островский отнес невозврат долгов за газ именно на российскую помощь. Другими словами, долг списали, но новых денег давать не собираются.

Есть еще один фактор принципиально отличающий положение Приднестровья от, например, Абхазии. В последней подавляющая часть населения связывает по разным причинам свое будущее именно с Россией. В Южной Осетии ситуация уже не такая однозначная, и тем более она неопределенная на левом берегу Днестра. Достаточно вспомнить, что там более 35% населения имеет украинские паспорта и совсем не жаждет присоединения к России. Можно проводить сколько угодно референдумов и рисовать любые их результаты, все прекрасно понимают, что в случае перехода конфликта в острую стадию Приднестровье просто расколется на части, тяготеющие к Украине и Молдове. К этим, условно говоря, объективным обстоятельствам добавляются субъективные. То ли от обиды на недостаточное внимание, то ли по другим коммерческо-финансовым причинам, но приднестровские руководители, группирующиеся вокруг президента Игоря Смиронова, с точки зрения Москвы узду потеряли и достаточно часто ставят ее в неудобное положение своими несанкционированными заявлениями. Нет как абхазский и юго-осетинский президенты каждое движение согласовывают в Москве и без высочайшего соизволения не позволяют себе и рта раскрыть. Игорь Смирнов набрался смелости, если не сказать резче, ставить пусть и несколько замаскированной форме Москве условия. Пришлось кое-кого из Тирасполя вызвать на ковер на Смоленскую площадь и доходчиво объяснить кто у кого главный и кто и как должен в связи с таким положением себя вести.

К этому следует добавить соображения большой политики. Слишком резвый асимметричный ответ за Косово в отношении Абхазии и Южной Осетии поставил Москву в некоторую политическую изоляцию. Не очень понятно на чью поддержку в Европе рассчитывали, но оказались перед единым фронтом Запада. Никто действий России в отношении Грузии не поддерживает. Так что сейчас самое время показать свою конструктивность в решении сложных проблем непризнанных территорий. Было бы политически очень выигрышно реинтегрировать Молдову и показать urbi et orbi и в первую очередь Западу, что он Сербию разрушает, а вот Москва всеми силами восстанавливает территориальную целостность бывшей сестры по СССР.

Молдова согласилась на российские условия не соединяться с Румынией и не вступать в НАТО и за это Москва согласна на гашение конфликта с Приднестровьем. При этом как в Кишиневе, так и в Москве прекрасно понимают призрачность выполнения этих обязательств в будущем. Действо в первую очередь направлено на Киев. Нам совершенно четко показывают как Москва хочет, чтобы мы себя вели. Проявим понимание, так сразу снимутся проблемы Крыма и Черноморского флота. И вообще с Кремлем легко договориться, конечно, на его условиях. Второму заинтересованному зрителю пьесы под названием «Торжественная сдача Приднестровья» — Тбилиси тоже, правда без особой надежды на успех, показывают, что могут выиграть те, кто правильно себя ведет даже в своем доме. Навряд ли все это будет иметь эффект в Киеве и Тбилиси, но определенную информационную выгоду извлечь попытаются.

Механизм, который отрабатывается в Приднестровье, в будущем попытаются применить и к Нагорному Карабаху. Замороженность этого конфликта все больше толкает Баку в сторону Запада и это очень беспокоит Россию. Хотя получится ли его разрешить по приднестровскому варианту большой вопрос. Армения будет сильно возражать. Пройти между армянской Сциллой и азербайджанской Харибдой без потерь задача для Москвы очень сложная и возможно вообще неразрешимая.

Приднестровью уготована роль жертвенного ягненка на алтарь больших российских интересов. Этот мавр свое отработал и им как пешкой жертвуют за инициативу. Очень многих среди непризнанных это может заставить задуматься. Ведь от политической любви в этом переменчивом мире к ее противоположности всего ничего. Как быть сепаратистами второго сорта в Тирасполе уже хорошо знают. Кто следующий?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать