Рисование под кобзарский реп
Киев увидел картины уникального бандуриста ХХ века — Георгия Ткаченко
Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения известного украинского кобзаря, архитектора и художника Георгия Ткаченко. Часть его картин столичные зрители могут увидеть на выставке «Живописная Украина» в Музее Ивана Гончара, которая будет продолжаться до конца этой недели. Всего у художника несколько десятков картин, хранящихся в различных музеях мира, но знаменитым он стал еще и потому, что в ХХ веке был единственным бандуристом в мире, игравшим на старосветской бандуре, тогда как его коллеги использовали более современную — с большим количеством струн. Еще при жизни Георгий Ткаченко успел передать ученикам свои знания, и сегодня его традицию игры на бандуре продолжают представители так называемой харьковско-зиньковской школы.
Известный как автор акварельных работ, Георгий Ткаченко чаще всего изображал на своих картинах пейзажи, но не дикой, а облагороженной и одухотворенной природы: на каждой работе обязательно присутствовал человек. По словам доктора искусствоведения Михаила Селивачева, еще одна тема, которую любил художник, — это памятники национальной древности (по профессии Ткаченко был архитектором, поэтому его внимание всегда привлекали монументальные сооружения, величественные соборы, старые дома и тому подобное). Выставка «Живописная Украина» представляет зрителям пейзажную тему творчества Ткаченко: ивы на берегу, три брата-клена, дорога в степи, но и эта часть его работ дает понять, что автор картин — гениальный художник. А некоторые из друзей художника называют эти работы продолжением серии картин «Живописная Украина», начатой еще Тарасом Шевченко.
— Сегодня картины Георгия Ткаченко хранятся в музеях Киева, Львова, Харькова, Петербурга и других городов Украины и Европы, — рассказал искусствовед Михаил Селивачев. — Но важно то, что художник живет среди нас не только в картинах, но и в музыке. Сейчас его ученики возрождают давно забытые мотивы народных дум, раньше исполнявшихся под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры. Кстати, Ткаченко считал, что правильнее всего играть на бандуре, держа ее на коленях параллельно к корпусу, — именно так делали несколько веков назад незрячие кобзари, которым необязательно было смотреть на струны инструмента — они чувствовали музыку сердцем.
И хотя не все ученики Георгия Ткаченко следуют этому принципу игры, это не мешает им воссоздавать мотивы народных дум чисто и без фальши — так, как велел учитель. По мнению музыканта Сергея Радько, чтобы играть на бандуре, необязательно иметь хороший слух и голос — здесь должна быть душа. В душевности и искренности народных дум убедились посетители выставки «Живописная Украина», ведь на ее открытии играли представители так называемого киевского кобзарского цеха. Под нежный и в то же время трепетный звук бандуры певцы исполняли народные думы («Ой, ти пташко жовтобока», «Про Олексія Поповича» и другие). У тех, кто слышал их впервые, наверное, создалось впечатление, что исполняется реп по-кобзарски: тот же речитатив, что и в современной музыке, только с другими словами и инструментами.
Выпуск газеты №:
№81, (2008)Section
День Украины