Перейти к основному содержанию

«Хмельницкого» семь лет ждали

В мае в прокат выходит исторический блокбастер Николая Мащенко
25 апреля, 00:00

Известный украинский кинорежиссер сообщил почитателям своего творчества, что его многострадальный фильм-эпопею «Богдан-Зиновий Хмельницкий» наконец увидят зрители. Эта последняя работа мастера кинематографии очень тяжело рождалась. Долгие семь лет Николай Павлович «пробивал» картину, снимая урывками, когда удавалось найти деньги. Был даже двухлетний перерыв, иногда казалось, что фильм так никогда и не будет доснят...

— За два года много чего происходило, — вспоминает Николай Мащенко. — Я прочитал немало критических статей, и хотя мы, режиссеры, не любим критики, мы должны выискивать в ней истину. Например, эпизод «Похороны» родился после прочтения рецензии Вадима Скуративского на наш первый фильм «Богдан-Зиновий Хмельницкий». Критик написал, что в картине мало показан народ, много батальных сцен, и что нет народного мнения о гетмане, а в сотнях песен его не только воспевали, а и ругали... Богдан Хмельницкий действительно был неоднозначной фигурой. Например, историки говорят, что Богдан имел неврастенический характер. Он мог из-за мелкой причины расплакаться, так же — без особой причины вспылить так, что выхватить булаву в сердцах мог кое-кому и голову разбить. Нам в фильме нужно было много рассказать о нашем герое, чтобы отдельными эпизодами, через фигуру Хмельницкого, воспроизвести суть того времени и непростые события. История не простила Богдану ни поражения под Берестечком, ни Зборовского соглашения, ни даже Переяславской рады... Важным предметом нашей картины является внутреннее состояние всей армии — каждого казака, каждого полководца и самого Богдана...

Мащенко называют последним романтиком. Николай Павлович говорит: «Романтизм — могущественная сила. Самое опасное для художника — отойти от самого себя. Бывает, схватишь что-то, и что-то родилось от увиденного. Можно снять кадр под влиянием эмоций, но он останется чужим. Поэтому нужно быть самим собой в каждом кадре, в каждом эпизоде. Потому что творец тем и ценится, насколько он является настоящим».

Кинорежиссер в каждой своей картине уделяет большое внимание работе с актерами, костюмам, гриму, даже интонациям, жестам и это касается не только исполнителей главных ролей, а и массовки. Например, выезжая на натурные съемки мащенковская команда обходила окружающие села, чтобы найти интересные типажи. «Гармония — работа режиссера и актера, — подчеркивает Мащенко. — Самое главное — это работа актера, режиссера и оператора. Потому что, в конце концов, на экране остается актер — представитель группы, который должен донести все то, ради чего работал весь наш коллектив».

Мащенко не любит кинопроб. Он видит актера и ощущает сможет ли сыграть тот предложенную ему роль или нет. У него в картинах снимались легендарные мастера: Мыколайчук, Степанков, Брондуков, Гаврилюк, Демидова, Соловей, Лучко, Бондарчук. Именно Николай Павлович открыл Конкина и Харитонова. Он часто приглашает малоизвестных актеров — «незамыленные лица». Ему нравится, когда актеры, играющие близких родственников, похожи между собой. «Это сходство влияет на меня, я верю в них, а вера режиссера подсознательно улавливается актерами, и им легче работать. Без этой веры актер, даже очень талантливый, ничего не может сделать», — говорит режиссер. Во время съемочного периода исполнитель главной роли Богдана Хмельницкого Владимир Абазопуло (актер Театра им. И. Франко) заболел, потом перенес тяжелую операцию, но мужественно работал на площадке. По словам Мащенко, это будет знаковая роль в творческой судьбе актера. Кстати, на вторую серию фильма Николай Павлович пригласил выпускника операторского отделения Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого Константина Терешкова (он уже ассистировал оператору в фильмах Романа Балаяна и Сергея Маслобойщикова) и считает, что картина от этого только выиграла.

«День» дважды делал фоторепортаж и со съемочных площадок «Хмельницкого». Интересно было видеть «кинокухню». Так знакомство с новым членом киногруппы Мащенко начинал придирчиво вглядываясь «глаза в глаза» потому что считает, что это самый лучший тест для того, чтобы понять, имеет ли претендент одну группу крови с командой. Когда звучала команда «Тихо, съемка, мотор», то даже было слышно как муха пролетит. А еще режиссер никогда не позировал перед фотокамерами, и если кто- то из посторонних чихнул, то мог «вылететь» из павильона под мащеновское «смачное» словцо. Но, никто не сердился на мастера, потому что понимал: он в творческом процессе рождения фильма, о котором мечтали и который был выстрадан. Насколько режиссеру удалось свои фантазии воплотить на экране, мы скоро узнаем.

Сегодня Николай Павлович ощущает себя почти именинником, потому что картина скоро выходит в прокат. Премьера намечена на 4 мая. Ленту увидят не только в Киеве, а проведут турне по крупнейшим городам Украины, презентацию посвятят 360 летию украинского освободительного движения (в прокат фильм выйдет 8 мая). Как сообщила глава Госслужбы кинематографии Анна Чмиль, планируется, что «Богдана-Зиновия Хмельницкого» повезут на разные фестивали, в частности, в Канны и Нью-Йорк; пройдут показы в России и Канаде, а поэтому уже сделали дублирование ленты субтитрами на английском и русском языках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать