Можно ли ввести моду на историю?
Под Киевом вспоминали, как когда-то развлекались казаки и встречали гетмана![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080211/425-2-1.jpg)
В прошлую субботу под Киевом собрались почитатели казацкой исторической тематики, народной песни и украинской пищи. Фестиваль «Етнозима. Гетьманські гостини», собравший гостей со всей страны — шестой из цикла этнофестивалей. Его изюминкой стало выступление конного театра «Скиф», поднял настроение танцевальный фольклорный коллектив «Калина», а любители острых впечатлений были заворожены огненным шоу.
Творческую акцию в развлекательно- творческом комплексе «Фортеця гетмана» (отныне его будут называть резиденцией гетмана) организаторы посвятили 360 годовщине с начала украинской освободительной войны во главе с Богданом Хмельницким.
— В начале 1648 года Богдан Хмельницкий выехал отсюда защищать государство, а под конец года вернулся в Киев как национальный герой, — заявил инициатор фестиваля Николай Томенко. — Точно известно, что этот триумфальный приезд Богдана Хмельницкого стал кульминацией объединения украинцев вокруг национальной идеи. Он проехал именно здесь — может, метр туда, метр — сюда...
Такую уверенность, мягко говоря, не разделяет историк Юрий Шаповал, который тоже присутствовал на празднике. Он относит версию организаторов «Етнозими» — что именно в нескольких километрах от современного Киева, на трассе Киев—Одесса студенчество, духовенство и патриоты Украины встречали гетмана — к творческому вымыслу.
— Эта история — из разряда мифологической, но тем не менее мифы в истории играют позитивную роль. Это будет очень хорошим примером, если такие идеи — создание культурно-творческого центра, как этот, будут реализованы в регионах Украины. Я приметил, что организаторы этого заведения («Фортеця гетмана». — Авт. ) очень любят Украину и имеют вкус к истории, — сказал он «Дню».
Историки могут спорить, где проехал настоящий Богдан Хмельницкий, а между тем к гостям подъехали почти настоящий гетман с двумя казаками — роли исполняли актеры из театра «Скиф» — и показали настоящее шоу на конях.
Еще веселее стало, когда «Богдан Хмельницкий» предложил смельчакам сначала выбить из рук сабли арапником (канчуком, метра три длиной, который, когда им «работать», имеет характерный свист). На первый взгляд — задание несложное: чтобы удержать в руках сабли, нужно «только» иметь в руках силу и не бояться что арапник ударит по руке. Смертельным номером был другой — когда казаки предложили такую игру: сбить арапником с головы казацкую шапку, но перед тем завязать глаза тому, кто это будет делать и ...самому смельчаку... Шапка слетела, а голова (Н. Томенко) осталась на месте. Вот так не на жизнь, а на смерть когда-то развлекались казаки.
— Казаки многое делали когда-то арапником. Даже стреляли: есть специальная насадка, которая прикрепляется к концу и тогда она стреляет как пуля, — поделился с «Днем» тренер конного театра «Скиф» Олег Буров, который на тот момент играл Хмельницкого. — Чтобы так научиться делать, потребуется несколько лет. А трюки на конях у одного могут получиться за неделю, а другим нужны годы. Я тренировался четыре года у запорожских казаков, приехавших в Киев учить нас мастерству.
Еще одна возрожденная традиция, которую предложили гостям — кулинарная. Дегустировали по большей части мужчины (и женщины, которых не согрел глинтвейн). Это — казацкая хреновуха — водка, настоянная на хрене с медом. Говорят, что казаки пили ее перед боем — она так тонизирует организм, что после нее даже больные запорожцы поднимались и брали в руки оружие.
— Благодаря таким фестивалям я открываю для себя все больше старины, в частности, и того, что касается кулинарии — казацкой еды, — рассказал один из организаторов акции Александр Бригинец. — Однажды на фестивале на Черкасщине меня угостили казацким кулешом, сваренным вместе с рыбой. Я удивился: как это так — рыба в каше? А мне говорят: «А что казаки, которые были на берегах Днепра кушали?».
«Етнозима» — это акция из разряда тех, которые нынче пытаются сделать модными — особенно работники музеев, чтобы привлечь к себе посетителей. Перенятая западная традиция предусматривает на месте исторических событий, в помещении архитектурных памятников театрализованным способом воспроизводить прошлое, а музеи делать «живыми» — давать посетителям возможность смотреть фильмы, слайды, слушать народную музыка и тому подобное.
Приблизительно такую же цель преследуют организаторы серии этих этнофестивалей, начавшихся летом 2006 года фестивалем «Етноліто. ХIХ Купальські ігри на батьківщині Гоголя» (потом были в Качановке, на Буковине, на Волыни в Колодяжном и дендропарке «Софиевка»). Все они были посвящены определенной исторической теме. Этот назвали «С казацким лицом», а чтобы украинцы помнили своих гетманов, планируют создать по Украине еще 16 подобных «гетманских резиденций».
Выпуск газеты №:
№25, (2008)Section
День Украины