С Измайловой по жизни
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080131/418-19-1.jpg)
В Колонном зале им. Лысенко сегодня состоится сольный концерт прекрасной певицы, солистки Национальной оперы Украины Светланы Добронравовой, посвященный 25-летию ее творчества.
В программе вечера прозвучат арии из опер и романсы Римского-Корсакова и Шостаковича (композиторов, ставших знаковыми в судьбе Добронравовой). У этой певицы уникальный голос огромного диапазона. Она может исполнять произведения колоратурного и драматического сопрано, а также репертуар, написанный для меццо-сопрано; обладает чрезвычайно тонким нюансированием, эмоциональностью, раскрывая характер каждого, исполняемого ею музыкального материала. Этим редчайшим «сплавом» владеют очень немногие вокалисты. Так, сюрпризом для меломанов станет исполнение Светланой Альбертовной арии Любаши и Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, а также партия Катерины Измайловой из одноименной оперы Шостаковича. Кстати, Добронравова принимала участие в нескольких постановках «Леди Макбет Мценского уезда». В Киеве, в середине 60-х известный режиссер Ирина Молостова поставила вторую редакцию оперы (у нас она шла под названием «Катерина Измайлова», когда была премьера первой версии присутствовал сам композитор и по его словам, «это лучшая постановка оперы». — Т.П. ).
— Я вводилась позднее, в уже возобновленный спектакль, — вспоминает певица, — Ирина Александровна — режиссер совершенно уникальный. Но в работе была жесткой. Она вкладывала душу в спектакль и заставляла нас так же относиться к героям оперы. Утверждала, если ты не понимаешь, что ты делаешь, о чем ты поешь, не прочувствуешь, то и спектакль не получится. Образ Катерины мне очень дорог. Ведь эта роль принесла мне успех не только в родном театре, но и за рубежом.
Второй раз судьба подарила мне встречу с этой оперой благодаря «протекции» знаменитого украинского баса Анатолия Кочерги. Именно с его легкой руки я познакомилась с блестящим музыкантом и дирижером Мстиславом Ростроповичем, увы, недавно умершим. Кочерга узнал, что маэстро собирался ставить «Леди Макбет Мценского уезда» и порекомендовал на главную роль меня. Потом я узнала, что два года Ростропович не мог найти певицу. На прослушивание я поехала в Лондон. Это был отчаянный для меня период. Я ездила на разные прослушивания, и все неудачно. А в этот раз ни концертного платья, ни туфель, даже нот с собой не взяла. Нервничая, вместо того, чтобы назвать дирижера Мстислав, я его Святославом Леопольдовичем нарекла. Самое интересное, что он не сопротивлялся, откликаясь на новое имя. Когда выяснилось, что я приехала без нот, то очень удивился и заметил: «У меня-то ноты есть, но не здесь, а в Париже». Что делать? Предложила: «Хотите, я спою а капелла самую трудную арию?» («Я однажды в окошко увидела». — Т.П. ). «Дайте ей фа диез», — сказал Ростропович. И я стала петь арию как русскую песню. Заканчиваю, а Мстислав Леопольдович поворачивается к импресарио и говорит: «Оформляйте контракт». В ту минуту я даже не понимала, что вытянула свой «звездный билет». Это был конец 1999 г., а в 2000 м мы уже показывали в Мадриде премьеру. Это был международный проект. Мой партнер, исполняющий партию Сергея, — английский певец Кристофер Вентрис. Бориса Тимофеевича пел чех. Хор — из Болгарии, музыканты — из Испании. Ростропович — дирижер. Галина Вишневская была педагогом- репетитором постановки... С оперой «Леди Макбет Мценского уезда» мы выступали во многих странах мира.
А третий раз Измайлова вновь появилась в моем репертуаре благодаря заявке иностранных импресарио. Они предложили дирекции Национальной оперы Украины организовать турне, но попросили привезти оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича. На гастролях нашу версию зрители и критики приняли замечательно, а вот в Киеве спектакль мы сыграли всего несколько раз и его сняли с репертуара. Очень жаль, что эта постановка исчезла из афиши. Ведь такие оперы, как «Катерина Измайлова» являются своеобразным экзаменом на профессионализм и они высоко поднимают творческую планку коллектива...
Сегодня в родном театре не так много спектаклей, где можно увидеть певицу: «Аида» и «Набукко» Дж. Верди, «Пиковая дама» П. Чайковского. Бывают периоды, когда по несколько месяцев Светлана Добронравова не занята в постановках, но она не жалуется: выступает с концертами, записывается на радио и ТВ. «Я занимаюсь любимым делом, и делаю это не в полсилы, а во всю мощь», — говорит певица. — То , что я в хорошей вокальной форме и мой творческий потенциал еще не полностью раскрыт покажет сольный концерт в Филармонии, на который приглашаю публику».
Выпуск газеты №:
№18, (2008)Section
Культура