Тендерная коррупция
Почему государство теряет миллионы гривенНа недавней встрече премьер-министра Украины Юлии Тимошенко с мэрами украинских городов прозвучало немало критики в адрес законодательства о тендерных процедурах, которое настолько сложное и запутанное, что буквально парализует работу многих городских служб. К тому же, оно построено таким образом, что позволяет отдельным структурам монополизировать рынок закупок и при этом еще и проверять законность при соблюдении процедур. Выслушав эти жалобы, Тимошенко известила, что правительство намерено в течение недели разработать вместе с мэрами городов новый законопроект о тендерных процедурах, который учтет интересы всех сторон.
В то же время этой проблемой озабочен и Президент Украины Виктор Ющенко. Как сообщил первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак, в парламент уже направлена для первоочередного рассмотрения новая редакция закона «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». По его словам, законопроект, в частности, предусматривает существенное изменение статуса Тендерной палаты и лишение ее несвойственных административных функций. «Она превращается исключительно в общественную организацию, которая имеет право давать заключения, рекомендации относительно чистоты и правильности проведения закупок», — отметил Шлапак. Среди других новаций он выделил норму о бесплатном размещении информации о государственных закупках, а также возможности ее публикации на государственных и негосударственных интернет-сайтах.
Существующая редакция закона «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» действует с марта 2007 года. Она вызвала огромное количество жалоб. О них, в частности, речь шла на июльском (2007 год) заседании Совета национальной безопасности и обороны, решения которого не были реализованы.
Тем временем Тендерная палата, почва под которой время от времени шатается, изо всех сил доказывает свою эффективность, регулярно сообщая прессе и общественности о масштабных последствиях проведенных ею проверок. Последняя касалась закупки металлопродукции и металлических изделий. По словам вице-президента Тендерной палаты Николая Товстановского, палатой было исследовано 32 процедуры государственных закупок, осуществленных распорядителями государственных средств. Обнаруженные нарушения законодательства оцениваются проверяющими в более 102 миллионов гривен, из которых более 21 миллиона гривен названы убытками государства.
Товстановский считает, что правонарушения в своем большинстве являются однотипными и имеют системный характер: «Анализируя проведение тендеров, опять же были обнаружены довольно типичные нарушения, которые отмечались уже не раз». При этом, отмечает он, нарушения допускаются на всех стадиях проведения процедур — от дачи объявления до заключения договоров. Самые распространенные — допуск к участию в тендерах «связанных лиц», приобретение товаров, работ и услуг по ценам, значительно превышающим среднерыночные, игнорирование норм закона и проведение закупок без использования тендерных процедур, применение «антиконкурентных» процедур закупок при высокой конкуренции на соответствующих рынках и тому подобное. «Проведение фиктивных тендеров по приобретению металлоизделий, вследствие допущения к участию в процедурах торгов «связанных лиц», которые создали так называемый конкурентный круг и имеют между собой договоренность по поводу определения цен тендерных предложений и других условий, приводит к коррупционным действиям и значительным потерям государственных средств», — отметил Николай Товстановский.
В список нарушителей им зане сен НАЭК «Энергоатом», где при процедуре открытых торгов на предохранительные клапаны парогенераторов, на его взгляд, между участниками торгов прослеживается тесная связь. «К участию в тендере были допущены все три участника, которые были между собой связаны», — сказал Товстановский. Такие же «огрехи» допустили Госпредприятие «Кривбаспромводопостачання», служба материально- технического обеспечения Одесской железной дороги, ОАО «Днипроенерго», компания «Укргазвидобування»... А отдел капитального строительства Алчевского горсовета (Луганска область), покупая компенсаторы для труб ожидаемой стоимостью 170 тысяч гривен, заключил договор с победителем торгов ООО «Свинг» даже без указания предмета закупки. Как отмечают проверяющие, это позволяет по собственному желанию определять характеристики предмета закупки и таким образом продавать товар низшего качества.
«Есть такие случаи, когда закупают даже у тех предприятий, которые не имеют отношения к поставке, не говоря уже о производстве таких товаров», — удивляется Товстановский и критикует предприятие «Селидвугилля», которое трижды покупало на тендере у одного участника разные металлы. Но единственным видом экономической деятельности ООО «Схидрегионпоставка» была, согласно документам, оптовая торговля топливом.
«Важная составляющая в нарушениях при осуществлении закупок это полное игнорирование норм закона и закупка без проведения тендера, — говорит Товстановский, — то есть объявляется тендер на какое-то незначительное количество продукции, закупка проводится с нарушением действующего законодательства, а в результате оказывается, что вместо отмеченного в тендере закупалось значительно большее количество по значительно завышенным ценам».
Выпуск газеты №:
№14, (2008)Section
Экономика