Перейти к основному содержанию

«Беркут», который ныряет

Спецподразделение выполняет антитеррористические операции, спасает утопающих и помогает раскрывать преступления
01 ноября, 17:49
СТРАЖ ПОДВОДНОГО ПОРЯДКА

Боевые пловцы — овеянные газетной славой и определенной секретностью персонажи. Информация о них уже длительное время не сходит с колонок глянцевых журналов и тревожит воображение сценаристов. Таких «людей-амфибий» всегда стремилась подготовить чуть не каждая силовая структура — от внутренних войск и разведки до СБУ и пограничников. Но не многие знают, что в одесском подразделении милиции быстрого реагирования «Беркут» также есть группа пловцов — она существует уже пять лет, их специализация — освобождение от захвата морских судов. Итак, познакомимся с жизнью «Беркута», который ныряет.

У АНТИТЕРРОРИСТОВ НЕ ХВАТАЕТ ИГЛ-ПУЛЬ

...Когда в мире стремительно распространяется бацилла терроризма и жестокости, большой портовый город Одесса должен иметь хорошо подготовленных солдат правопорядка, которые смогут действовать в самых сложных оперативных условиях не только на суше, но и на море. Как убеждают события шестилетней давности в США или российский горький опыт борьбы с вахабитами, опасность террористической атаки или какой-то другой хорошо спланированной акции уголовников может возникнуть где угодно. Относительно Одессы эти предостережения не являются абстрактными предположениями, ведь в свое время в акватории города правоохранительным органам пришлось освобождать от захвата корабль «Надежда», на котором, только выйдя за границы порта, вооруженный пистолетом боцман взял в заложники человека (у него кто-то похитил деньги и он решил сразу «разобраться»)... Тогда команде удалось подать на берег сигнал тревоги и сообщить об инциденте на судне. Это стало одним из первых боевых крещений «ныряющих милиционеров».

«В это время разыгрался четырехбалльный шторм, и нашей группе надо было выполнять приказ о нейтрализации сумасшедшего моряка и спасении его несчастной жертвы, — рассказал инспектор по боевой и служебной подготовке БМОН «Беркут» одесского главка милиции капитан Максим Митин. — Мы высаживались с кормы буксира уже в нейтральных водах — нужно было действовать быстро, но как можно более осторожно, потому что корабль продолжал двигаться и не останавливался. По разработанному плану экипаж эвакуировали на ходу к палубе буксира, а на «Надежде» в одной из кают остались только двое — капитан и взбешенный боцман. Только затем удалось успешно провести операцию по освобождению заложника».

Начинали же в одесском подразделении милиции быстрого реагирования «Беркут» с того, что подыскивали среди его бойцов людей с навыками водолазной подготовки: кто хорошо плавал и имел хорошие медицинские показатели. При этом в группу не попали даже физически крепкие юноши, которые имели хоть какие-то проблемы с артериальным давлением (для работы под водой это очень опасно. — Авт. ). Сначала в группу входило четверо «боевых пловцов», теперь — восемь. Методы подготовки разрабатывали самостоятельно, но очень помогла стажировка у боевых пловцов внутренних войск в Балаклаве в Крыму. Там одесские «беркутовцы» научились хорошо ориентироваться под толщей воды, узнали о специфике подводного столкновения в случае прямого контакта и «рукопашной».

«Но для успешности проведения таких рисковых операций, где очень важным является незаметное проникновение к объекту и месту проведения специальных мероприятий, кроме навыков, нужно еще и современное оборудование, — заметил Максим Митин. — Например, специальный электронный компас, надежные акваланги, которые появились у нас только два года назад. Было у нас и соответствующее вооружение — автоматы и пистолеты, адаптированные к работе под водой, но их пришлось сдать на склады из-за того, что к ним нет специальных патронов с пулями-иглами. Но в ближайшее время, как уверяли в МВД, эту проблему должны решить».

ИХ МЕЧТА — ZODIAC

Ежедневно «милицейские пловцы» работают как обычные «беркутовцы» — выезжают на «сухопутные» задержания, участвуют в рейдах и охраняют общественный покой во время массовых акций. На водолазные сборы им отдельно выделяется от двух недель до месяца — вот только за это и доплачивают.

Интересно, что эти бойцы также должны выполнять и отвлекающую роль, когда они вызывают на себя все внимание потенциального противника. Юноши успешно выполняют и работу штурмового отряда — все зависит от ситуации и типа судна. Если это прогулочные катера, катамараны, небольшие рыболовецкие траулеры, баржи или буксиры — без проблем. Если же это круизный лайнер или контейнеровоз, тогда придется свистать наверх немалое войско. Кроме нюансов относительно типа судна, есть также еще определяющие моменты: где оно находится — в порту, на рейде или в открытом море, как быстро и куда двигается, характер опасности и вооружения, количество и требования захватчиков.

«Мы изучаем теоретические основы судостроения, конструкторские особенности объектов, которые пребывают на плаву, и поэтому могут стать целью незаконного восторга — уже сначала надо понять, с чем имеем дело, — сказал собеседник. — Обычно наш отряд в боевой выкладке состоит из группы обеспечения с воздушными баллонами, от которых тянутся дыхательные шланги непосредственно к штурмовикам, которые не должны таскать за собой громоздкие вещи, а должны полностью сосредотачиваться на выполнении задания. Уже вблизи судна они всплывают, сначала занимая позиции на его корме и носу, потом должна действовать следующая штурмовая группа на моторной лодке, которая выполняет функцию зачистки. Это одна из немногих вариаций на тему как бы действовали «подводники-беркутовцы» в экстремальной ситуации.

Инспектор по боевой и служебной подготовке БМОН «Беркут» одесского главка милиции рассказал, как на тренировках во время шторма пришлось спасать двух утопающих, которых бурное море все дальше относило от берега. Людей вырвать из объятий смерти все же удалось — об этом даже писали в местных газетах. А было и такое, что среди ночи вместе с работниками МЧС вытягивали из воды автомобиль, водитель которого не управился с управлением и вылетел в озеро вблизи Ильичевска. Неоднократно «беркутовцы» помогали экспертам-криминалистам искать вещественные доказательства преступлений, которые злоумышленники пытались спрятать на морском или речном дне, в частности, было там и оружие.

К сожалению, своей лодки у группы «подводного «Беркута» нет, на тренировках приходится фрахтовать резиновую моторку спасателей из МЧС. Вообще же им нужна лодка длиной до 10 метров, с двигателем мощностью не меньше 300 л. с. и современной навигацией — в комплексе это стоит 40—50 тысяч долларов. Идеально подошла бы французская моторная лодка Zodiac, которую используют чуть ли не все ведущие спецподразделения мира. Но это еще слишком дорогое удовольствие для коллег капитана Митина. Правда, недавно одесский губернатор Иван Плачков, когда был на антитеррористических учениях, обещал им приобрести катер. Они очень на это надеются.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать