Четыре истории о... любви
В Киеве прошли гастроли Львовского театра им. М. Заньковецкой![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071016/4177-7-2.jpg)
Показ представлений состоялся в помещении Театра им. И. Франко, и это символически, потому что своеобразной точкой отсчета чествования заньковчан стала именно столица: рождение этого театра состоялось как раз в Киеве. Кстати, для художественного руководителя франковцев Богдана Ступки Театр им. М. Заньковецкой — своеобразная профессиональная alma mater. Таким образом, в нашей столице состоялась встреча не только коллег и друзей, но и партнеров по сцене.
Юбилейные гастроли начались представлением «У.Б.Н.» (Украинский буржуазный националист), которое столичный зритель уже имел возможность видеть и которое в свое время вызвало неоднозначные мысли у публики и театральных критиков. Премьера «У.Б.Н.» состоялась в 10 летний юбилей Независимости Украины и является своеобразным культурно-политическим «посланием» к современникам и соотечественникам во имя настоящей национальной идеи. В центре внимания сценического произведения Мирослава Гринчишина — участник подпольного движения, бывший политзаключенный Зенон (эту роль играет Федор Стригун), прототипом которого является непримиримый борец за независимость Зиновий Красивский. Невзирая на то, что представление не новое для зрителей, заньковчане умело адаптируют ее к определенным социально- политическим событиям в Украине. Кроме того, проблема спекулирования национальной идеей ради удовлетворения собственных политических амбиций, к сожалению, все еще остается актуальной. В представлении зрителей привлекает внимание звездный актерский состав: Богдан Козак, Таисия Литвиненко, Евгений Федорченко, Ярослав Киргач и Надежда Шепетюк.
Вторая работа занковчан, показанная на гастролях, — «Амадей». Она поставлена по произведению Питера Шеффера Вадимом Сикорским — достаточно неординарная интерпретация истории жизни выдающегося композитора ХVIII века — Вольфганга Моцарта, к которой уже обращалось не одно поколение художников. В безнадежно статическом и однообразном художественном пространстве раскрывается настоящая драма двух людей — непримиримого карьериста, придворного композитора Сальери (Богдан Козак) и молодого гения Вольфганга Моцарта (Юрий Хвостенко), для которого нет ничего проще, чем писать музыку, ведь это — его физическая потребность и духовное призвание. Таким образом, одному — признание, слава, материальное состояние, а другому — бедность, духовное уничтожение... и гениальность, которая после его смерти останется в веках. В представлении «Амадей» — достаточно специфическое толкование конфликта Сальери — Моцарт, а также раскрытие характера австрийского композитора: психологически неуравновешенный, несколько истерический и эксцентрический Вольфганг Моцарт в то же время является настоящим революционером в музыке: в его ритмах эстетика барокко заявила о себе на полный голос, знаменуя на фоне однообразных партитур Сальери настоящий творческий прорыв. Кроме того, нетрадиционной является и форма подачи конфликта, существующий и на личностном уровне действующих лиц: зависть двух известных людей была взаимной — Моцарт также мечтал о славе и признании, в то время как Сальери не мог «простить» юному австрийцу его таланта. Вместе с тем, острая ирония, внутреннее напряжение, растущее с каждой репликой, прибавляют представлению динамизм, невзирая на его избыточную «повествовательность»...
Неожиданной для публики стала постановка Аллы Бабенко «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Казалось бы, проблемы родителей и детей в советском пространстве являются слишком отдаленными от нас, современников. Изменилась молодежь: стиль отношений между ровесниками приобрел дополнительные нюансы, игрушки стали более дорогими и более взрослыми, другой вид приобрели жизненные приоритеты и моральные ценности. Однако, адаптируя пьесу к сегодняшнему дню, сквозь ее смысловую канву отчетливо звучит основная идея заньковчан: в обществе происходят изменения, но, невзирая на то, что наша молодежь уже не переписывается и все реже пишет стихотворения, посылая вместо этого сообщения на мобильный или бросая сумбурные тексты в электронный ящик, потребность любить и моральный долг беречь любовь остается неизменной. Поэтому Валентин (Назар Московец) — сын проводницы, и Валентина (Наталья Боймук) — дочь из более-менее зажиточной, однако по-своему несчастной семьи, просто не имеют права развестись, вопреки моральным суевериям и социальным стереотипам.
Кульминацией представления является монолог пожилого прохожего, пытающегося доказать молодежи, что любовь существует и жизнь без нее лишена какого бы то ни было смысла. В конечном итоге, приятно, что такая искренняя речь получила громкие рукоплескания именно от представителей молодой зрительской аудитории. В общем, представление вряд ли отпускает кого-то со зрителей безразличными, ведь актеры поют, танцуют, общаются с публикой, идет символический снег — и это вынуждает всех нас, даже самых выразительных скептиков, вместе с героями представления верить в силу настоящей любви.
А закончились гастроли заньковчан парадоксальным представлением «Визит пожилой госпожи» по пьесе Фридриха Дюрренматта в постановке Федора Стригуна, который также выполняет главную роль — Иля. В небольшой городишко, измученное бедностью, приезжает пожилая госпожа, обещающая жителям города миллиард в замен на смерть своего бывшего любовника, который когда-то соблазнил и покинул ее. Режиссер и актеры, внимательно и скрупулезно, от реплики к реплике идут за автором, выворачивая наружу весь подтекст существования города, которое, в конечном итоге, превращается в настоящий сумасшедший дом. Однако, в отличие от героя пьесы Дюрренматта, умирающего на коленях, Иль Стригуна принимает смерть стоя — как акт непримиримости. При просмотре представления возникает множество ассоциаций — и с гоголевским «Ревизором», и с кинофильмом «Догвиль» Ларса фон Триера, где главная героиня, которую в киноленте играет Николь Кидман, решает отомстить маленькому, но духовно уродливому городку, уничтожая его. Кроме того, по атмосферным признакам, жители города напоминают и наше общество, представители которого еще не научились игнорировать определенные материальные искушения, даже если плата за жизненные приманки… чрезмерно высока.
Выпуск газеты №:
№177, (2007)Section
Культура