Метро задает городу ритм
Но в Харькове оно работает совсем не как часыХарьковский метрополитен — по времени сооружения — шестой в бывшем СССР и второй в Украине — всегда был среди лучших, но после того как его возглавил Сергей Мусеев, ситуация со скоростным подземным движением в первой столице Украины изменилась к худшему. Именно потому губернатор Харьковской области Арсен Аваков решительно выступает за то, чтобы подыскать подземке нового руководителя. «Нужно снимать с работы директора метрополитена Мусеева, и порядок будет наведен», — уверен Аваков. — Мне надоело слышать: «Проездные не выдаются. Дикие поборы в метро с торговцев. Забастовка машинистов поездов. Увеличение интервалов движения»...
СОЦИАЛЬНОЕ УВЯДАНИЕ
У начальства харьковской подземки для аппетитов нет предела. С 1 октября согласно распоряжению Сергея Мусеева работникам метрополитена урезаны ставки. И это при том, что согласно данным официального сайта госпредприятия «Харьковский метрополитен», средняя заработная плата здесь самая низкая по метрополитенам Украины, России и Беларуси. А цена проезда — наибольшая в Украине и составляет 75 копеек.
Предприниматели, работающие в переходах метро, вынуждены платить огромные поборы за то, чтобы после реконструкции инфраструктуры метро получить обратно ключи от своих рабочих мест. Сам Мусеев на каждом углу твердит: предприятие не имеет возможности обновлять подвижной состав, производить замену рельс, стрелочных переводов, закупать новое оборудование для нужд метрополитена. Но куда идут деньги? Ответ на этот риторический вопрос можно найти в бухгалтерии предприятия. Ставки руководства метро завышены, нередко случаются нарушения финансовой дисциплины. Похоже, в Харькове забыли, что метрополитен не частная лавочка, а государственное предприятие.
Мусеев доказывает, что метро убыточно. Проезд, уверяет он, должен стоить 1,12 гривни, а позже — 1,26 гривни. Поэтому подземка экономит: пускает поезда реже и отказывается от планового ремонта.
Работу харьковской подземки проверяет Государственная инспекция охраны труда и промышленной безопасности. Повод для этого — слишком жесткий режим экономии. Цель инспекторов — выяснить, не экономит ли подземка на безопасности. Первоначальные выводы неутешительны — ездить в метро опасно. Такая экономия может привести к неприятным последствиям...
В рейтинге метрополитенов СНГ Харьков занимает последнее место. Тем не менее, ему присуждаются международные награды, например, Золотой приз по транспорту — приз нового тысячелетия (New Millennium Award). Как вы думаете, кто поедет 29 октября в Мадрид за наградой?
Труженики подземки пытаются сопротивляться диктату Мусеева. На предприятии создана ячейка свободного профсоюза работников железнодорожного транспорта ЮЖД. Вслед за этим началось давление администрации на коллектив. Несколько человек даже написали заявления о выходе. И тем не менее молодой профсоюз уже насчитывает 122 человека. А это — ни много ни мало, треть всех машинистов. Членов Свободного профсоюза жестко прессингуют. Недавно устроили экзамен. Результат: никто из машинистов его не выдержал. Теперь их можно под разными предлогами снимать с линии, отправлять на менее ответственные работы. Администрация метрополитена рассказывает о злостных нарушителях трудовой дисциплины, а машинисты уверены, что таким способом руководство их просто выживает.
Харьковская облгосадминистрация сообщила о намерении инициировать проверку хозяйственной деятельности метрополитена Службой безопасности Украины. Заместитель губернатора Сергей Стороженко уверен, что существует немало материалов, подтверждающих, что «подземка» на самом деле зарабатывает неплохие деньги. А значит, о повышении стоимости проезда даже речи быть не может. Более того, заместитель мэра утверждает, что качество услуг метрополитена не соответствует даже той цене, которая установлена сейчас.
РУКА РУКУ МОЕТ
Тендерная палата Украины выявила многочисленные нарушения законодательства при проведении метрополитеном госзакупок. И во многих таких случаях источником финансирования госзакупок был местный бюджет. Вывод специалистов таков: действия дирекции «подземки», чаще всего работающей в тесной смычке с городскими чиновниками, могут содержать признаки общественно-опасных деяний, определяемых статьей 364 Уголовного кодекса Украины «Злоупотребления властью или служебным положением».
На сайте палаты обнародованы шокирующие подробности проверок тендерных процедур в Харькове. Проверяющие выявили нарушения на всех стадиях проведения процедур — начиная с публикации объявления и заканчивая составлением договоров. Финансовых злоупотреблений сотрудники палаты «накопали» на сумму свыше 6,5 миллиона гривен.
В ноябре метрополитен должен был провести тендер на закупку бандажей для вагонов (на 255 тыс. грн.). Вывод Тендерной палаты — нарушения процедуры. То же самое — и при закупке кабельно-проводниковой продукции (на 300 тыс. грн.). Допущены нарушения и при приобретении серверного оборудования (на 350 тыс. грн.), корпусов редукторов колесных пар к вагонам (на 400 тыс. грн.), запчастей для вагонов метрополитена (на 3 млн. грн.). И все это зафиксировано в выводах Тендерной палаты. Была нарушена процедура при покупке оборудования для локальной сети и оборудования для системы телеуправления и диспетчерской централизации движения поездов (на 1,2 млн. грн.). На это утверждение также имеется вывод Тендерной палаты.
Даже при покупке канцелярских принадлежностей (на 630 тыс. грн.) в метрополитене умудрились получить негативный вывод. А приобретая компьютерную технику — сумма закупки 230 тыс. грн. — нарушать, как говорится, сам Бог велел. Но от проверки все равно не спрячешься. А еще были выявлены неправильное оформление документации и нарушения законодательства при закупке запчастей для аппаратуры для регулировки скорости (на 234 тыс. грн.).
Кроме указанных нарушений, выявленных ТПУ, совместным проектом Мусеева и секретаря харьковского горсовета Кернеса является продажа земельных участков на сетях метрополитена и возле станций метро.
Выпуск газеты №:
№177, (2007)Section
Экономика