Перейти к основному содержанию

Социологические «привидения»

Всегда ли стоит верить предвыборным прогнозам?
11 сентября, 19:43

Чем меньше времени остается до выборов, тем более активными становятся социологи, которые пытаются до наступления двухнедельного «табу» как можно точнее определить — насколько те или иные кандидаты близки к победе. Однако, далеко не все социологические службы показывают настоящие результаты опросов: некоторые, выполняя заказ определенных политических сил, преднамеренно дают искаженные рейтинги с солидным плюсом в сторону «своего» кандидата, мол, избиратель посмотрит на эту «картину» и изменит свои симпатии в пользу того, кого избирают все.

Руководитель фирмы «Юкрейниен социолоджи сервис» Александр Вишняк убежден, что предвыборные кампании порождают немало социологических фирм-«фантомов», большинство из которых исчезают после того, как у кандидатов в эшелоны власти уже отпадает потребность нравиться избирателям. Кроме таких «привидений», существуют социологические службы, которым пан Александр не верит, потому что, как он утверждает, те исследований вообще не проводят. Это — Институт политических и технологических исследований имени Шевченко, центр «Имса», Всеукраинская социологическая служба, Мониторинговый центр...

Создать новую социологическую службу — очень дорогое удовольствие. Так считает научный руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. Ведь для этого следует отыскать профессионалов этого дела, которых, как убеждена пани Ирина, в Украине — единицы. Также следует привлечь несколько сотен интервьюеров, арендовать помещение. «Это — солидный бизнес со значительными капиталовложениями», — говорит Ирина Бекешкина. Поэтому «фирмочки», созданные под выборы, вероятнее всего, берут свои цифры «с потолка».

— Что касается наших рейтингов относительно выборов в Верховную Раду, которые состоятся 30 сентября, то мы их обнародуем в ближайшую пятницу, — сказал руководитель «Юкрейниен социолоджи сервис» Александр Вишняк. — Однако, могу назвать результаты августовских исследований. Партия регионов — 34,9%, БЮТ — 23,1%, «Наша Украина — Народная самооборона» — 15%, Компартия — 5%, Блок Литвина — 2,1%, ПСПУ — 1,7%, СПУ — 1%. Это — данные исследований, проведенных среди тех людей, которые будут участвовать в выборах. Однако еще есть 11,8% граждан, которые не определились, а их голоса также кому-то достанутся, — считает Александр Вишняк.

А вот, как утверждает директор Фонда «ФОМ — Украина» Александр Бухалов, нынче в Украине насчитывается аж 30% граждан, которые не определились, кому отдать свой голос на выборах 30 сентября. Именно на таких украинцев, которые еще колеблются в своих симпатиях, и направлена нынешняя рекламная кампания партий и блоков. 11% избирателей, уверяет господин Бухалов, вообще думают «до последнего» и окончательно определяются, только взяв бюллетень в руки. Именно это влияет на величину социологической погрешности.

Директор компании R&B Евгений Копатько прогнозирует явку на выборы 30 сентября 65—68%. Больше всего на избирательные участки придет жителей юго-восточных и западных регионов Украины. «Поэтому нынче идет борьба за голоса избирателей из центральных областей», — утверждает пан Евгений.

Верить или не верить социологам — дело индивидуальное. Ведь не так важно — за кого поставить «галочку» в бюллетене. Главное — чтобы потом, когда гонка уже будет позади, не пришлось пожалеть. Ведь расплачиваться, как показывает украинский опыт, приходится дорого и долго...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать