Сокровища «упрощенки»
Минфин нашел дополнительные источники наполнения бюджетаПредставители малого и среднего бизнеса отстояли право на единый налог в Налоговом Кодексе. Существование такого механизма породило немало дискуссий, ведь его зачастую используют для уклонения от уплаты налогов. Разрушать теневые схемы «упрощенки» разработчики кодекса решили по-своему.
— Мы отказались от принципа «болит голова — отруби голову». Мы предлагаем лекарства. Все способы легальной налоговой оптимизации нам известны. Мы предлагаем такие механизмы функционирования единого налога, чтобы использовать его как систему для большого и даже для малого бизнеса с целью налоговой оптимизации было невозможно», — рассказывает директор департамента налоговой политики Министерства финансов Сергей Чекашкин.
Минфин установил особенное налогообложение для доходов упрощенцев, который превышает разрешенные законом годовые предельные нормы: более 500 тысяч гривен для физического лица и миллион гривен — для юридического. Если переступить эти грани, то первые уплатят 15% от суммы превышения, а вторые — сумму двойного размера ставки, которую платят за «упрощенку». При этом сохранена действующая норма о максимальном количестве нанятых лиц: для физлиц до 10 человек, а для юридических — 50. Победой в пользу упрощенцев можно считать право выбора относительно уплаты НДС.
Еще одна налоговая новация касается исключения из состава единого налога страховых, пенсионных и социальных взносов. Минфин трактует свою позицию так: эти сборы и взносы по своей природе не являются налогами, поэтому не могут включаться в любые другие налоги. Такая корректива потянет за собой уменьшение размера ставки налога для юридических лиц вдвое: с 6% до 3%, если плательщик выплачивает НДС на общих основаниях, и с 10% до 5% если НДС входит в состав единого налога.
Свою «упрощенную» конфету получат и физлица. Ощутимым компенсатором для них является уменьшение платы за каждого наемного работника до 20% (сейчас действует 50%) от установленной для упрощенцев местными органами ставки (от 20 до 200 гривен), которую в НК оставили без изменений. Хотя позиция разработчиков кодекса несколько удивляет, ведь размер ставок для физлиц не пересматривался с 1999 года... И сегодня много успешных и уже совсем не малых фирм работает фактически на «упрощенке» для минимизации социальных выплат.
И здесь начинает работать налоговое ограничение для минимизаторов. В случае превышения годового дохода физлиц за 300 тысяч гривен, ей придется оплатить еще 1% от суммы превышения. И далее от каждых сверхурочных 100 тысяч в государственную казну поступит дополнительно 1 тысяча. И хотя единый налог, по словам чиновников, «не бюджетообразующий», государство «что-то» будет иметь дополнительно, тогда как упрощенцу в этом случае минимизационные операции, по-видимому, становятся не слишком выгодны.
Впрочем, участники слушаний достаточно скрупулезно относились к налоговым новациям, чтобы бизнесу было не причинили какого-нибудь урона. Так, член президиума союза аудиторов Украины Татьяна Зацерковная полагает, что кодексные намерения не совсем совпадают с реальной практикой. «Проект Налогового Кодекса увеличивает налоговое давление на малый бизнес, при этом практически оставляя налоговое давление на традиционном уровне для большого», — указывает специалист.
Очень недоволен Налоговым Кодексом малый и средний ювелирный бизнес, который стремятся лишить права на «упрощенку». Ювелиры отмечают, что именно с помощью упрощенки удалось легализировать эту отрасль. Отказ от «упрощенки» автоматически повлечет к массовому отходу игроков рынка в теневой сектор экономики. При этом мастера драгоценных украшений утверждают, что главным источником их доходов является предоставление услуг по изготовлению драгоценностей, то есть, товара, а не торговля золотом. Поэтому отлучение от «упрощенки» они воспринимают как незаслуженное наказание. Президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Видолоб винит в этом конкурентов — крупные ювелирные предприятия. «В свою очередь это приведет к снижению уровня защиты прав граждан, появлению массовых подделок на рынке и, конечно же, к уменьшению платежей в бюджет», — говорит он.
В ближайшее время заместитель министра финансов Украины Татьяна Ефименко предлагает как можно быстрее найти компромисс по этим вопросам. Согласовывать диаметрально-противоположные мнения разработчики Налогового Кодекса уже научились. Вести же разговор с ювелирами Ефименко предлагает на языке экономического анализа, который должен учесть все «за» и «против».
Выпуск газеты №:
№144, (2007)Section
Экономика