Перейти к основному содержанию

Власть — категория непрерывная

13 июня, 20:24

После подписания Президентом Украины В. Ющенко соответствующих указов о прекращении полномочий Верховной Рады Украины и назначении внеочередных выборов с высоких трибун звучат слова о том, что Верховная Рада Украины стала неправомочной принимать какие-либо нормативные акты. К тому же Президент своей волей легитимизировал ее на 2 дня, на 1 день, на 2 часа и т.д.

Все это вызывает тревогу. Оказывается, в государстве нет силы, которая бы аргументированно доказала, что «отсутствие» Верховной Рады противоречит ключевым нормам Конституции Украины, не соответствует правовой логике и просто здравому смыслу.

Дело вот в чем.

Власть — категория непрерывная. Всем известно, что при отсутствии законной власти формируется власть незаконная — вакуума здесь не бывает. Любая задержка в правовом регулировании жизни государства вызывает негативные последствия. Именно в связи с этим французы в свое время говорили: «Король умер. Да здравствует король!». То есть даже в период средневековья в монархических странах понимали, что переход власти от одного монарха к другому должен происходить без какого-либо промежутка во времени, потому что безвластие любой власти дорого стоит.

Согласно Конституции, в Украине власть разделена между Верховной Радой, президентом, Кабинетом Министров и судебной ветвью. В то же время каждый из этих институтов выполняет только положенные ему функции и не имеет права брать на себя полномочия другого или передавать ему свои. Властные полномочия всех четырех институтов сбалансированны и уравновешенны между собой, и поэтому нельзя допустить, чтобы два или три центра власти функционировали, а один или два — нет.

Именно потому, что осуществление властных полномочий не может прерываться во времени и тем более передаваться другой властной структуре, Конституцией Украины предусмотрено, что Кабинет Министров Украины, который сложил полномочия перед Верховной Радой Украины, или отставка которого принята парламентом, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы новообразованного Кабинета. То же верно и по отношению к судебной системе — в Переходных положениях Конституции Украины, а также в Переходных положениях нового закона о судоустройстве регулируется вопрос о порядке перехода правосудия от одной системы судов к другой. Президент Украины также выполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента. Несмотря на то, что президентская каденция продолжается пять лет, глава государства обязан выполнять свои полномочия и свыше этого времени, то есть до тех пор, пока новый президент не принесет присягу.

Следовательно, в соответствии с этой логикой не может прекращаться и деятельность законодательной ветви власти — по статьям 83 и 90 Конституции Украины парламент слагает свои полномочия в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва. Более того — законодательная функция не может прерываться во времени в связи со специфическими, особо важными для государства обязанностями Верховной Рады. В частности, только на парламент возложена обязанность объявлять войну и заключать мир, одобрять решение президента об использовании Вооруженных cил Украины в случае военной агрессии против Украины (п.9 ст. 85 Конституции). Верховная Рада утверждает указы президента о введении военного или чрезвычайного положения, об общей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации (п. 31 ст. 85 Конституции). Причем перечисленные функции Верховная Рада обязана выполнить в течение двух дней, что явно не согласовывается с прекращением ее существования на месяцы или годы. Поскольку гарантий, что завтра или послезавтра, когда Президент «запретил деятельность Верховной Рады», не произойдут землетрясения или наводнения, не возникнут экологические катастрофы, дать не может никто.

Также явно ошибочными являются мысли по поводу того, что Верховная Рада работает сессионно и поэтому между сессиями не имеет властных полномочий. В случае острой необходимости (например, при чрезвычайной экологической катастрофе, внешней агрессии и т.д.) Верховная Рада — работает она сессионно или в комитетах, или депутаты находятся в отпуске — обязана немедленно собраться в течение двух дней и принять соответствующие решения.

На Верховную Раду Конституцией возложено и много других функций, призванных обеспечить нормальную жизнедеятельность государства. Их невыполнение или промедление в выполнении могут привести к непоправимым негативным последствиям, равнозначным уничтожению государства. Так, только Верховная Рада Украины обязана контролировать деятельность Кабинета Министров Украины. В то же время бесконтрольность деятельности Кабинета Министров Украины может привести к узурпации власти. Далее, именно на председателя Верховной Рады возложена обязанность выполнять наиболее значимые полномочия президента Украины в случае его смерти или невозможности исполнения им обязанностей по другим предусмотренным статьей 108 Конституции причинам.

Верховная Рада обязана принять Государственный бюджет Украины в установленный Бюджетным кодексом срок — бюджетный процесс начинается не позже 15 сентября и должен завершиться к 1 декабря. Несвоевременное принятие закона о Государственном бюджете Украины существенно ограничит расходы из бюджета, что отразится на всех социально-экономических аспектах государственной жизни.

Невыполнение Верховной Радой своих полномочий также может парализовать другие ветви власти, в частности — судебную систему, поскольку только парламент бессрочно избирает судей, Конституционный Суд, Центральную избирательную комиссию, Совет Национального банка Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и т.д.

Исходя из анализа приведенных обстоятельств, указы Президента Украины о прекращении полномочий Верховной Рады Украины предусматривают только проведение внеочередных выборов, но ни в коем случае не немедленную потерю легитимности парламентом. Он обязан работать и выполнять свои функции до предусмотренных Конституцией сроков, то есть до первой сессии новоизбранной Верховной Рады.

В соответствии со ст. 81 Конституции Украины, полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае сложения им полномочий по его личному заявлению. Это личное заявление народного депутата должна рассмотреть Верховная Рада. Но она не обязана удовлетворять заявление в случае, если оно противоречит интересам украинского государства и его народа. Массовое, тем более — под откровенным давлением, написание таких заявлений с целью заблокировать деятельность Верховной Рады трудно назвать отвечающим требованиям демократии, законам, приносящим пользу государству и народу.

Полномочия народного депутата также могут быть прекращены в случае выхода народного депутата из состава фракции. В этом случае решение о прекращении полномочий принимает высшее руководство органа политической партии (избирательного блока политических партий). Согласно Конституции, такое решение может приниматься только в соответствии с законом. Между тем такой закон еще не принят. В связи с этим выход народного депутата на данном основании из состава парламента просто невозможен.

Также следует заметить, что Конституцией предусмотрена возможность выхода из фракции отдельных депутатов, а не ее полной ликвидации. То есть если во фракции остается хотя бы один народный депутат, «сохраняется» и фракция.

В то же время блокировку парламента путем массового выхода народных депутатов из фракций некоторые силы пытаются обосновать требованиями статьи 82 Конституции, согласно которой Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава. При этом никто не хочет видеть, что в этой статье речь идет о моменте избрания, а не о выходе. Проблема выхода более чем одной трети народных депутатов из парламента Конституцией вообще не урегулирована. И не потому, что об этом забыли — просто на смену выбывшим должны войти люди из резерва в списках кандидатов в народные депутаты. Таким образом, ситуация, когда из фракции выходят все народные депутаты плюс резервисты, является сугубо виртуальной. Практически же это невозможно.

Прецедент прекращения полномочий Верховной Рады в связи с выходом из ее состава трети депутатов, который хотят сегодня создать, может иметь весьма негативные последствия и относительно будущего состава законодательного органа. Недовольное результатами выборов меньшинство в количестве не менее чем треть народных депутатов под угрозой роспуска парламента путем сложения своих депутатских полномочий может диктовать свою волю большинству.

Что касается избрания менее чем двух третей от конституционного состава, то чисто теоретически это может произойти как при мажоритарном способе комплектования Верховной Рады, так и при пропорциональном. В частности, при пропорциональных выборах одна из партий или блоков может выдвинуть меньше трехсот кандидатов. Предположим, что избиратели отдадут все свои голоса только этой партии или блоку, а остальные не получат ничего. Тогда избранная Верховная Рада не будет полномочной — должны состояться повторные выборы. Однако Верховная Рада предыдущего созыва продолжит работу до избрания новой Верховной Рады и приведения народных депутатов к присяге, сохраняя непрерывность законодательной власти.

Таким образом, конституционные нормы, логика самой Конституции дают основания утверждать, что законодательная власть не может быть нелегитимной, что искусственная ситуация, при которой Верховная Рада становится неправомочной, невозможна.

Действия народных депутатов и других представителей власти должны соответствовать одной логике — не навреди собственному народу. Прекратить незаконную практику, ввести политический процесс в правовое поле — единственный возможный путь урегулирования политического кризиса, стабилизации ситуации в обществе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать