Перейти к основному содержанию

Мы — автохтоны, а не иммигранты!

08 июня, 20:39

Недавно в Варшаве, Перемышле и Львове состоялись торжества в честь годовщины акции «Висла», одного из ряда трагических событий, черной тенью отметившихся на нашей истории.

27 апреля на вечере-реквиеме во Львовском национальном оперном театре Президент Украины Виктор Ющенко, подписав утром в Варшаве со своим польским коллегой Лехом Качиньским общее заявление, осуждающее это антигуманное действие коммунистического режима, сказал: «Сегодня мы отмечаем одну из драматических страниц украинской истории. Сегодня для украинской нации, которая помнит свое прошлое, — день грусти и боли. Украина отмечает 60 ю годовщину событий, которые черной страницей вошли в жизнь всего украинства. 60 лет назад 28 апреля 1947 года в 4 часа утра началась операция «Висла» — принудительное переселение украинцев из Лемкивщины, Надсянья, Холмщины, Подляшья. Это общая большая потеря украинского народа, всего украинского общества. Около 150 тысяч наших братьев и сестер были депортированы, перевезены, разбросаны по чужим землям. Лишь потому что они были украинцами. Ломалась многовековая жизнь, уничтожалась этническая целостность украинцев в Польше, сжигались церкви, разрушались ячейки культуры, перечеркивались судьбы десятков тысяч людей и их семей. В души людей вселилось глубокое и долговременное ощущение несправедливости и личной трагедии».

Подчеркивая, что прошлое, однако, не может вечно сковывать наши души, а прощение и глубокое братское примирение — это единственный путь к новой жизни, которую созидают украинский и польский народы сегодня, Президент напомнил об уникальном духе взаимного культурного проникновения и неповторимом характере украинско-польского пограничья.

«Я вспоминаю сегодня, — говорил Президент, — о могиле Даниила Галицкого в Холме и о семейных погребениях классика польской литературы, великого певца Украины Юлиуша Словацкого в Кременце. Я вспоминаю Богдана Лепкого, Богдана-Игоря Антоныча. Я вспоминаю гениального мастера наивной живописи Никифора. Мы должны ценить и гордиться богатством, идущим от сердца украинского народа и проговаривающего к сердцу народа польского.

Со словами поддержки я обращаюсь к украинской диаспоре в Польше и уверяю, что наше государство будет делать все возможное для удовлетворения ваших национальных прав... Я рад, что в этом году украинский поэт в Польше Остап Лапский получил наивысшую национальную премию имени Тараса Шевченко... Приветствую это решение, несущее символический знак поддержки украинства на польской земле».

Мне как представителю украинской общины (не диаспоры, ведь мы автохтоны, а не иммигранты) в Польше, хотелось бы, чтобы эти слова услышали во всей Украине. Не только по той причине, что это моя Родина, но и потому, что Лемковщина, Надсянье, Холмщина и Подляшье (называемые иногда общим словом Закерзонье, так как оказались в западной части от политической границы Украины, проведенной в 1944 году по так называемой линией Керзона) — это часть украинского историческо-культурного пространства.

В лишенных политического суверенитета Народной Польше и Советской Украине все это замалчивалось, а украинские исторические памятники были уничтожены — иногда намеренно, иногда, лишенные своих естественных опекунов, просто разрушались с течением времени. Сейчас ситуация изменилась, но уровень знаний о Закерзонье в Украине остается невысоким, впредь по отношению к здешним украинцам часто употребляется название «диаспора». Поэтому не только перед организациями, объединяющими украинцев, выселенных в 1944— 1946 годах из Лемкивщины, Надсянья, Холмщины и Южного Подляшья в Украину, но и перед политиками, общественными деятелями, учеными, учителями и работниками СМИ предстает задача возврата этих регионов и их украинского наследия в украинское духовное пространство современности.

Но Закерзонье в Украине возможно присутствует не только пассивно — посредством мест национальной памяти и исторических или народоведческих публикаций. Украинство в Польше, как на родных землях, так и в местах, куда их жителей переселили в 1947 году, остается живым и творческим, доказательством чего является не только вышеупомянутый Остап Лапский, но и многие другие украинские писатели, художники, журналисты, ученые и специалисты. Уже более полувека издается здесь еженедельник «Наше слово», с 2000 года писательской трибуной является «Український літературний провулок», а кроме общественных организаций (Объединение украинцев в Польше, Союза украинцев Подляшья, Объединения лемков) действуют общества украинских учителей, врачей, юристов. Поэтому не менее важным является открытие пути в общеукраинское пространство всем тем украинцам, которые живут в Польше и работают в сфере искусства, литературы, украиноведения или любым другим способом могут внести что-то новое и интересное в жизнь Украины.

Предпосылкой для этого является, по моему мнению, прежде всего координированная деятельность заинтересованных лиц и сред в Украине, своего рода культурно-медийный проект, который можно было бы окрестить именем великого князя киевского Ярослава Мудрого. Ведь это он забужанскую территорию, в большей мере похожую на сегодняшнее Закерзонье и утраченную вследствие междоусобной борьбы после смерти Владимира Великого, вернул в политическое тело Земли Русской и основал над Сяном город Ярослав — так, как сейчас необходим возврат этих земель и проживающих здесь украинцев в духовное пространство Украины. Фигура Ярослава, которого историки назвали «тестем Европы», интересна и в контексте того, что, как сказал Президент Ющенко, «перед Украиной и Польшей стоят масштабные и далеко идущие задания, которые призваны объединить Европу, дать ей новый политический, экономический и духовный толчок, открыть новую европейскую эпоху. Уже сегодня нас соединяют общие евроинтеграционные процессы, широкие межгосударственные и межчеловеческие связи и светлые победы, прибавляющие сегодня вдохновения».

Нет сейчас никаких препятствий, чтобы в так очерченных контурах украинско-польского будущего свое место нашли осуществляемые в рамках евросоюзных программ и с использованием евросоюзных средств проекты поддержки украинской общины в Польше, попечительства над местами национальной памяти украинцев и использования их творческого и интеллектуального потенциала.

Фигура Ярослава Мудрого весома и из-за того, что, хотя его великокняжеское правление в Киеве началось с вооруженного конфликта с польским князем Болеславом Храбрым, но все же еще при его жизни тогдашняя Русь-Украина и Польша стали не только дружескими соседями, но и завязали очень близкие семейные взаимоотношения, ведь хозяева Киева, Владимира-Волынского и Галича, как правило, женились на польских княжнах и выдавали в Польшу замуж своих дочерей. За крушение этой «семейной Европы», произошедшее в XIV веке, пришлось впоследствии тяжко расплачиваться и украинцам, и полякам — как во времена Хмельниччины, так и в первой половине ХХ столетия. Но сегодня время насилия и крови уже в прошлом, следовательно, и я имею твердое убеждение, что будущее не за подпитанным эмоциями злопамятством, а за трезвым прагматизмом, приказывающим по отношению к своим соседям применять презумпцию доброжелательности.

Но этот прагматизм совсем не значит, что память о наследии утрачена, оставлена вне сегодняшних границ Украины, так как и поляки заботятся о польских памятниках за своей восточной границей, что ни в коем случае не становится причиной обвинений в жажде реванша или в территориальных посягательствах. Посему как обе стороны вынуждены принять как что-то естественное то, что сейчас этот уцелевший после пожаров прошлого историческо-культурный багаж должен стать взаимным вечным депозитом, о котором необходимо заботиться как о своем собственном духовном богатстве. Ради будущего, ведь только оно в силах обезвредить негативные флюиды и прогнать самые темные призраки прошлого. Сегодня это всего лишь мысли, но от мысли — к слову, а от слова — к делу!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать