Перейти к основному содержанию

Капельки истории в дыхании современности

31 мая, 19:02

(Отклик на статью Олега БАГАНА «Школа ненависти. Галичефобия: мифы и факты», «День» № 84, пятница, 25 мая 2007)

Автор поднял очень важную и актуальную тему о месте Галичины в древней и новейшей истории Украины. Эта фундаментальная публикация поможет многим не только обновить свои знания из отечественной истории, но и даст убедительные ответы на больные вопросы о причинах элементарного невежества в отношении понимания роли Галичины в судьбе нации, которая всегда выступала мощным генератором освободительных идей и борьбы, о проблемах отличия Западной и Восточной Украины, которые искусственно муссируются некоторыми политиками не один год, не одно десятилетие, вызывая тем самым противостояние в обществе. Вот и сегодня украинцев опять разделили на «западников» и «восточников», разыгрывая в который раз в политических баталиях и противостояниях украинскую карту.

Без Галичины с ее богатой и героической историей, талантливыми и работящими людьми, прославившими нацию в различных областях науки, культуры, искусства, Украину представить невозможно. Для себя я по-настоящему открыл этот прекрасный и легендарный край в 1977—1978 годах, когда работал в художественном отделе Тернопольского краеведческого музея, который только был создан. Здесь тогда плодотворно занимался научно-просветительской деятельностью известный на Тернопольщине историк, археолог, музеевед, правозащитник, общественный деятель Игорь Герета, который, к сожалению, уже ушел в вечность. Сознаюсь, на первых порах было некоторое опасение: как меня, «восточника» (я родился на Черкасщине), воспримут в среде местной интеллигенции, как я буду общаться с коллегами?! Но мои опасения были напрасными. Первые уроки галицкой воспитанности, доброжелательности и доброты я получил от Игоря Гереты. Работать с ним и другими коллегами под руководством директора музея, неутомимого краеведа Венедикта Лавренюка было очень интересно. Мы тогда создавали первую экспозицию картинной галереи музея, которая сначала разместилась в помещении Доминиканского костела — памятнике архитектуры ХVIII в. Нужно было пополнять художественное собрание новыми произведениями, и мы выезжали во Львов, Киев, где местные музеи поделились с Тернополем некоторыми своими экспонатами. В то время у меня состоялась первая встреча со львовскими коллегами, старейшинами украинского искусствоведения — Верой Свенцицкой, Борисом Возницким, которые в трудных условиях заидеологизированной коммунистической эпохи с ее воинственным атеизмом, несмотря на всяческие трудности, очень много сделали для сохранения и изучения памятников древнего украинского искусства, для музейного строительства, будучи фанатично преданными своему делу.

Кстати, львовская школа искусствоведения тогда пополнилась молодой генерацией, среди которой ныне известные украинские ученые: член-корреспондент Академии искусств Украины Михаил Станкевич, лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко Василий Откович. С ними я учился на одном курсе в Киевском художественном институте.

Вспоминаю, в 70-е брежневские годы в нашем вузе, как и в других институтах Киева, звучал исключительно русский язык. Галичане не демонстративно, а по собственным патриотическим убеждениям всегда общались, отвечали на зачетах и экзаменах на родном языке, что вызывало заметное уважение к ним преподавателей института, которые, хотя и находились в рядах КПСС и вынуждены были следовать партийным указаниям в отношении русского языка, внутренне симпатизировали тернопольчанам и львовянам, у которых, к тому же, были и прочные знания.

Находясь в Тернополе, я имел счастье в один из летних дней видеться и разговаривать в картинной галерее с выдающейся украинской актрисой Натальей Ужвий, которая тогда вместе с труппой Киевского театра им. И. Франко приезжала сюда на гастроли. Ее неповторимый голос, небывалой лучистости глаза произвели на меня незабываемые впечатления.

Навсегда теплые воспоминания останутся и о патриархе национального музыкального искусства Николае Колессе. Он очень помог мне своими воспоминаниями о культурно-художественной жизни Львова периода немецкой оккупации, о встрече с выдающимся украинским хормейстером и педагогом Нестором Городовенко (1885—1964), о котором я тогда писал монографию. В 1943—1944 годах Городовенко руководил здесь хором им. М. Леонтовича, созданным Институтом народного образования галицкой столицы. Воспоминания Николая Колессы помогли мне объективнее воспроизвести духовную жизнь Львова в тяжелый для него период, когда здесь хозяйничали немцы.

За небольшой срок Николай Колесса написал очень хороший отзыв в поддержку моего труда, который увидел свет в киевском издательстве им. Е. Телиги (2001), высоко оценив его. Это он сделал, находясь в больнице. Те четыре письма от Николая Филаретовича, его небольшую фотографию, подаренную мне, я храню как драгоценные реликвии, напоминающие о нашем легендарном красавце Львове с его уникальными музеями, кафедральными соборами, памятниками и театрами.

Связал свою творческую жизнь со Львовом в 70-х годах и мой одноклассник, с которым я учился в Лохвице, ныне заслуженный артист Украины Борис Триус. Он хорошо известен местным почитателям театрального искусства.

Очень символично и судьбоносно то, что два украинских гения — представитель Надднепрянщины Тарас Шевченко и галичанин Иван Франко — своей мощной духовной силой нерушимо и навсегда объединили нашу Украину. Они пробудили в народе извечное стремления к свободе, став великими вдохновителями нашей государственности. Их духовное заступничество поможет Украине преодолеть и сегодняшние ее трудности, которые она переживает в наше непростое время.

А газета «День» делает большое дело, регулярно публикуя обстоятельные статьи из украинской истории, о малоизвестных ее страницах, а также — на темы по культуре и искусству. Это побуждает читателей и к конструктивным дискуссиям на страницах газеты. Такое содержательное и интеллектуальное наполнение издания помогает широкому читательскому кругу возвыситься духовно, больше знать о прошлом и настоящем Украины, а поэтому объективнее оценивать события и явления, что очень важно в наше непростое время.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать