Перейти к основному содержанию

Макро- и мини-миры Оксаны Одайник

Известная художница подготовила юбилейную выставку
24 мая, 19:54
«В ПАРКЕ ЛИЗОГУБОВ»

В доме на улице Филатова — мастерские Союза художников, хорошо знакомые не одному поколению киевских живописцев. Здесь создавались и произведения творческой династии известных киевских художников Одайников-Двоеглазовых.

Сегодня Оксана Одайник готовится к ретроспективной персональной выставке и появился повод еще раз пересмотреть ее творческое наследие — от картин 70-х годов до тех работ, которые ныне стоят на мольберте. Одайник не боится ломать привычные каноны. Гармония, внутренняя целостность и завершенность — постоянные слагаемые творческих периодов Оксаны. Это самодостаточные, целиком автономные миры: оставаясь независимыми, они взаимно дополняют друг от друга.

В Киевском художественном институте ее учителями были профессора Александр Лопухов и Василий Гурин. В «Материнстве», написанном за два года до окончания КХИ, тема для полотна — автобиографичная: в 1975 году Оксана родила дочь, и весь внутренний мир молодой художницы сосредоточился на двух основных задачах — материнстве и творчестве... Она с успехом защищает диплом, написав крупноформатное жанровое полотно «Свадьба». Анализируя период, когда формировалась шкала ее эстетического мировоззрения, Оксана называет имена старших художников, близких ей по внутреннему складу, — Вадима и Сергея Одайников, Валерия Лескаржевского, Ольгу Отрощенко.

Большинство ее работ 1970-х годов были написаны под влиянием академического образования, но в них уже вполне ощутим индивидуальный авторский почерк. В эти годы Оксана пишет цикл «интерьерных» работ, что отчасти навеяно увлечением живописью голландца Вермеера Дельфтского: в «Материнстве» не случайно воспроизведена его «Девушка с жемчужной серьгой», и вся цветовая гамма этого полотна построена на сдержанных охристо-умбровых тонах. В домашней обстановке художница пишет и свою дочь — «Катя у окна», а в традиционном интерьере украинской хаты — мастера лозоплетения, занятого своей работой, — картина «Народный мастер» (эта картина была отмечена на Всесоюзной молодежной выставке 1980 года за оригинальность авторской идеи).

Новой точкой отсчета для молодой художницы стали поездки на Черниговщину. Вместе со своим мужем, живописцем Михаилом Двоеглазовым, Оксана провела несколько сезонов в Седневском доме творчества. Работа на пленере среди заливных лугов и фруктовых садов, речки Снов, парка и дома Лизогубов, беседки Глебова или в плохую погоду — в мастерской, с натюрмортной постановкой — давали бесценную возможность «выплеснуть» на холст весь свой богатый творческий потенциал. Сотканная из тончайших, вибрирующих мазков, золотистая «Весна в Седневе» и близкая ей по цветовой гамме, поэтичная «Черниговщина», великолепный натюрморт «Калина. Седнев» — эти произведения удачно соединяют свежесть сиюминутного впечатления и великолепную реалистическую школу. В этот же период художница создает и серию пейзажей, посвященных шевченковским местам, в том числе картину «В парке Лизогубов», которая сейчас находится в Национальном художественном музее Украины. Изображая мотив, хорошо известный всем художникам, автор сумела наделить его сугубо лирическим настроением: среди густого «кружева» из зелени, сомкнувшейся вокруг, единственный просвет — золотистое закатное небо над воротами, гостеприимно открытыми вглубь сада. В фактурной лепке деликатными мелкими мазочками листва словно оживает, и дуновение летнего ветерка становится для зрителя почти ощутимым. Глубоко поэтическая трактовка пейзажа «В парке Лизогубов» позволяет считать его одним из лучших полотен художницы.

Поездка в Карпаты отразилась в чудесных натюрмортах и пейзажах. Сухие травы в кружке на деревянном столике пропитаны карпатскими запахами и солнцем, благодаря чему весь натюрморт «Полдень. Карпаты» светится изнутри своим внутренним светом и теплом. Пейзаж «Гуцульский дворик» — написан в характерной для Оксаны теплой гамме золотисто-коричневых оттенков, с глубокими тенями и вибрирующими солнечными «бликами». Эта работа одна из лучших произведений Оксаны Одайник, и может быть именно поэтому пейзаж этот до сих пор хранится в ее личном собрании, несмотря на свою огромную популярность среди любителей живописи, музейщиков и коллекционеров.

В 1986—1987 годах произошел тот творческий перелом, который позволил ей осознать себя самостоятельно мыслящим, независимым художником. Она создает этапное полотно — автопортрет «Осеннее мгновение». Автопортрет уводит зрителя в совершенно иной, метафизический мир. Здесь воспоминания пересекаются с размышлениями о настоящем, а возможно, и с мечтами о будущем.

Цикл крымских работ открывает Оксану Одайник в совсем ином творческом ракурсе. Пейзажи оставляют впечатление некой таинственной зашифрованности, иносказательности, скрытого бурления стихий. Палитра художницы становится по преимуществу монохромной («Пространство» и «Ноябрь. Гурзуф»), огромную роль играют выразительная фактурность мазков и напряженные свето-теневые контрасты («Фонарь. Гурзуф»). Скрытая внутренняя ритмика, спонтанная темпераментность каждого мазка кисти создают особый, застывший во времени поэтический мир, где царит сумрачное крымское море и залитые лунным сиянием кипарисы, а на белом столике под ночным небом благоухают роскошные хризантемы. Серия картин — «Дождь», «Ноябрь. Гурзуф», «Пространство», «Зима в Гурзуфе» и другие с успехом экспонировались на персональной выставке Оксаны Одайник в залах Союза художников (Киев) и на Международной молодежной выставке в Манеже, Москва.

...Давно замечено, что в возрастном промежутке между тридцатью и сорока каждая творческая личность переживает некое переосмысление жизненных и эстетических ценностей — происходит «смена ориентиров». Это прорыв в иное измерение, подготовка к доверительной беседе о духовном. В картинах «Джаз», «Мистраль», «Удивительный день» Оксана Одайник с помощью символов- знаков, не имеющих аналога в предметном мире, стремится выразить свое личностное экзистенциальное переживание.

Согласно философу Жилю Делeзу, концепция времени имеет два аспекта, между которыми постоянно балансирует человек. Это «Хронос» — сейчас переживаемое нами настоящее, и «Эон» — бесконечная временная цепочка сквозь наше прошлое и будущее. Огромные по формату, ярчайшие по цвету полотна «Впечатление», «Цвета», «Мистраль» являются данью личностно-эмоциональным мотивам, ставшими по существу главным сюжетом полотна. Автор изображает внутреннее состояние человека, которое невозможно выразить через фигуративную живопись, предельно тесно связанную с материальным миром.

Триумф свободы, всплеск радости и внутреннего освобождения («Время открытия»), тревожные предчувствия и поиск утраченной гармонии («Неизвестность») — в этих холстах, по существу, совершенно новаторски трактовано психологическое состояние человека, метафорически растворившего свое «я» в атмосфере печали или радости. Впрочем, нетрудно заметить, что и в абстрактном периоде ощущается некий параллелизм: Оксана Одайник пишет полотна, которые на новом стилевом «витке» продолжают перекликаться с ее любимыми цветочными натюрмортами: особенно интересны в этом отношении две одноименные работы «Аромат цветов».

Создание серии картин, посвященных Ван Гогу, — принципиально важный этап в жизни художницы. Для работ этого цикла характерны широко нанесенные живописные слои, необузданная феерия цвета, синтез трагизма катастроф ХХ века и всепобеждающего триумфа космической жизненной энергии. «Винсент» — не только вольно трактованный портрет Ван Гога, но и эквивалент живописного мировоззрения Оксаны Одайник. Картины этой серии экспонировались на Международной выставке Ла Базар в Тулузе, Франция, в 2001 году в галерее Лавра, в 2006 году в Фонде содействия развитию искусств.

После абстрактного периода Оксана Одайник снова возвращается к своим излюбленным жанрам: к пейзажу и цветочным композициям. Поездки в Закарпатье, воспетое в полотнах Вадима Одайника, стали для Оксаны источником сказочных пейзажей, благоухающих карпатскими цветами и травами. Она по- прежнему использует технику пастозной живописи, но вместо мелких пуантилистических мазков, типичных для седневских пейзажей 80-х годов, переходит к широкому подчеркнуто декоративному письму, с фиолетовыми тенями и щедрыми «фонтанами» неаполитанской желтой и красного краплака, образующих фактурные извержения на поверхности холста («Первое впечатление. Карпаты», «Фантазия. Карпаты.») Потребность в гармонии — живописной и музыкальной, присущий художнице панэстетизм, снова и снова дарят ей благодатную почву для вдохновения. По инициативе искусствоведа Игоря Вербы пейзажи «Дорога в горах» и «Первое впечатление. Карпаты», экспонировались в залах Фонда содействия развитию искусств и напечатаны в каталоге «Круг друзей».

Написанные на Полтавщине «Моe лето в Юрках», «Полуденная жара», «Свежая зелень» — бесспорные шедевры чистого импрeссионизма, достойные того, чтобы экспонироваться в лучших музеях мира. И не случайно отечественные искусствоведы все чаще пишут о том, что, если поставить рядом картины украинского мастера и любого из «музейных» французских импрессионистов, — со всей очевидностью можно убедиться, что наши художники только выигрывают от этого сравнения. Лучшие полотна Оксаны Одайник находятся в Национальном художественном музее Украины, Фонде содействия развитию искусств, Киевском музее русского искусства, личных собраниях Александра Брея и Юрия Козлова, у приватных коллекционеров России, Англии, Франции, Японии и США. По инициативе Фонда содействия развитию искусств, снят документальный фильм о ее творчестве (из серии «Жизнь, освещенная красотой»), и еще два телефильма, посвященных всей творческой семье. Символично, что помимо живописи, художница попробовала себя в области преподавания, а также в стихии музыкальной импровизации: записала сольный компакт-диск «Українська пісня» с аранжировкой киевской рок-группы «Некрополь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать