Перейти к основному содержанию

Последний шанс Буша

13 декабря, 19:51
ФОТО РЕЙТЕР

Хотя и вызванный необходимостью разработать стратегию вывода войск из иракской трясины, мрачный отчет Группы по изучению Ирака стал серьезным упреком всей внешней политики администрации Буша. Данный отчет ставит под сомнение основные принципы администрации, основанные на доверии, и президента, чьи политические убеждения привели его к значительному отходу от культуры урегулирования конфликтов в пользу крестового похода на основе грубой силы.

Война, которую невозможно завершить, иногда хуже, чем война, которая проиграна. Поэтому иракский отчет — это не просто план по спасению Ирака, а план действий по вытаскиванию Америки из ужаса войны, в которой невозможно одержать победу. Как ни избегала исследовательская группа рекомендаций по быстрому выводу войск и строгих графиков по прекращению военных действий, ее отчет — это не только недвусмысленный отказ от навязчивой идеи Буша «держать курс», но и призыв к немедленному бегству.

Действительно, нет никаких реальных возможностей того, что иракская армия и полиция смогут взять на себя военные обязательства и проведение эффективной политики в ближайшее время. Весь аппарат безопасности Ирака поражен коррупцией и наполнен мятежниками. Не ясно также до какой степени иракцы сохранили веру в идею объединенного иракского государства, за которое стоит сражаться. Отчет практически призывает прекратить любую поддержку иракского правительства, если оно не сможет взять на себя ответственность.

Никакую проблему Ближнего Востока не решить военным путем, и никакую из данных проблем не решить односторонними действиями. Поэтому в отчете справедливо бросается вызов настойчивой политике Буша по изолированию и Ирана, и Сирии от участия в качестве посредников в построении более стабильного регионального порядка. У Ирана рычагов в Ираке больше, чем у других, а Сирия стала перевалочной базой для оружия и мятежников, поступающих на иракское поле битвы. Нет совершенно никакой вероятности стабилизации ситуации в Ираке, если Америка не прекратит пользоваться политикой изолирования и не станет сотрудничать с этими двумя главными нарушителями спокойствия в регионе.

Данный отчет, таким образом, является критикой всей философии Буша под названием «ось зла». Отчет отказывается приписывать скрытной политике Ирана идеологическую непреклонность, которой может и не существовать. В самом деле, Иран не раз доказывал свою способность действовать поразительно прагматично, не в последнюю очередь в своих отношениях с Израилем и с Соединенными Штатами во время войны с Ираком в 80 е гг. ХХ века, а также оказав помощь американцам в войне против «Талибана» в Афганистане.

Но не только Ираку нужны региональные группы поддержки для достижения некоторой стабильности. Все проблемы Ближнего Востока — Ирак, арабо-израильский спор, необходимость политических реформ и исламский терроризм — взаимосвязаны. Взаимосвязанность данных проблем во внешнем круге региона и проблем, имеющих отношение к арабо-израильскому конфликту во внутреннем круге, была продемонстрирована первой администрацией Буша, которая в октябре 1991 г. после первой войны в Персидском заливе организовала крупную международную конференцию, направленную на поддержание мира между арабами и израильтянами.

Нельзя ожидать, что израильское правительство или его близкий союзник в Белом доме станут рукоплескать призыву Группы по изучению Ирака вновь воспользоваться данной логикой, т.к. она противоречит всей политике, которую отстаивает администрация Буша. Рекомендация отчета организовать международную конференцию наподобие Мадридской мирной конференции — это не только своевременное указание на связь между арабо-израильским конфликтом и остальными проблемами региона, но и запоздавшее напоминание о том, что двухсторонние переговоры между этими сторонами не могут привести к заключению какого-либо соглашения. Понимание этого ускорило реализацию общеарабской мирной инициативы 2002 г., которая установила условия постепенного урегулирования арабо-израильского конфликта.

Увы, каким бы «двухпартийным» не был отчет Группы по изучению Ирака, было бы нелепо ожидать, что Буш поддержит все ее рекомендации и признает банкротство всей своей внешней политики. Более того, Буш уже выразил свое возражение против прямых переговоров без всяких условий с Ираном и Сирией. Непохоже также, что он стремится наладить отношения с Израилем, призвав его принять участие в международной конференции, как это сделал его отец, пригласив на конференцию премьер-министра Ицхака Шамира в 1991 г.

Бушу будет особенно трудно изменить свою политику по отношению к Ирану. Иран постоянно препятствовал миссии Буша по региональной трансформации для того, чтобы США были слишком заняты другими проблемами, чтобы угрожать Ирану. Отчет призывает президента к пониманию того, что нарушители спокойствия не перестанут быть нарушителями спокойствия в результате постановки подобного предварительного условия проведения переговоров, а только в результате переговоров. Перед Бушем стоит сложнейшая задача: научить Америку сосуществовать с теми, кого он считает враждебно настроенной исламской теократией.

Но у Буша практически нет выбора, если он не хочет, чтобы его президентство осталось в истории как абсолютная неудача. Его способ правления с самого начала был самоубийственным. Если он не поменяет свою политику в Ираке и в остальном регионе, его президентство может положить конец долгим годам американской гегемонии на Ближнем Востоке, что нанесет огромным ущерб его ближайшим союзникам в данном регионе.

КСТАТИ

Президент США Джордж Буш решил отложить объявление о возможных изменениях в стратегии Вашингтона в Ираке до нового года. По словам представителя Белого дома Тони Сноу, речь, которую ожидали до Рождества, «еще не готова». «Это [выступление Буша по политике в Ираке] не произойдет до нового года», — добавил Сноу. Однако он настаивает, что Буш не собирается вносить никаких серьезных поправок в последний момент. Сам Буш уже второй день обсуждает иракский вопрос с высокопоставленными американскими и иракскими чиновниками. Он консультируется с уходящим в отставку министром обороны и его преемником, а также советуется с вице-президентом Ирака. Кроме того, ему усердно помогают дипломаты, историки, бизнесмены и деятели прежних администраций.

Эти переговоры Буш начал после недавней публикации отчета по политике США в Ираке, авторы которого призывают к незамедлительным действиям, чтобы остановить «падение в хаос». В этом важном документе, представленном на прошлой неделе межпартийной Группой по изучению ситуации в Ираке, говорится, что нынешняя стратегия Вашингтона больше не работоспособна. Четких сроков вывода войск в докладе нет, но авторы считают, что боевые войска можно будет вывести к началу 2008 года. Среди 79 рекомендаций, представленных на 142 страницах доклада, есть и предложение проведения переговоров с Ираном и Сирией.

Опросы общественного мнения показывают, что недовольство общества политикой в отношении Ирака растет, что делает столь долгожданную речь Буша одной из самых важных за все время его пребывания на своем посту. После переговоров с военными советниками, включая уходящего в отставку министра обороны Дональда Рамсфелда, сменяющего его на этом посту Роберта Гейтса и вице-президента Ирака Тарика Хашими, Буш заявил: «Наша цель — помочь иракскому правительству справиться с экстремистами и убийцами и поддержать абсолютное большинство рационально мыслящих иракцев, которые хотят мира». Хашими, потерявший брата и сестру в результате нападений повстанцев, похвалил решимость президента Буша. По его словам, несмотря на тяжелые времена, в Ираке есть «свет в конце тоннеля». Тем временем, как говорят иракские политики, несколько групп, включая партию, возглавляемую Хашими, обсуждают создание нового альянса с целью изолировать движение антиамериканского шиитского священнослужителя Моктады Садра.

Шломо БЕН-АМИ — бывший премьер-министр Израиля, был главой делегации на мирных переговорах в Кэмп-Дэвиде в 2000 году и Табе в 2001 году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать