«Ожидая Годо»

19 и 20 декабря в Киеве в Центре театрального искусства им. Леся Курбаса пройдут гастроли львовского Театра им. Леся Курбаса
На этот раз «курбасовцы» привозят один из своих наиболее популярных спектаклей, который получил широкий зрительский резонанс, а также значительное количество положительных отзывов театральной критики — «Ожидая Годо» по С. Беккету (художественный руководитель Театра им. Леся Курбаса — лауреат Шевченковской премии Владимир Кучинский).
Приемы театра абсурда сегодня пользуются большим спросом, и некоторые режиссеры пытаются при помощи этой достаточно оригинальной эстетики и ее форм донести до зрителя свои и авторские философские сентенции. Именно поэтому и киевские коллективы — «Ательє 16», театр «Сузір’я» и другие — не безразличны к этим сознательно алогичным, тонким и полисемантическим текстам. Ведь в них — все те впечатления и ощущения, особенности мировоззренческой сферы человека, а особенно — художника, пребывающего на границе веков, и, пользуясь языком абсурдистов, находятся в специфическом, «пограничном состоянии». Отсюда — проблемы человеческого бытия (трансформация идей экзистенциалистов), понимание морали, поиск общечеловеческих, духовных ценностей и, конечно, счастья и свободы, которые и достигаются средством представления себя между... жизнью и смертью. И нарушение основных постулатов общения фактически символизирует невозможность отношений между людьми, одиночество, дистанциированность каждой отдельной личности от общего общественного контекста.
Кроме того, для львовского театра в спектакле «Ожидая Годо», созданном как режиссерская провокация актера, директора этого творческого заведения Алексея Кравчука, есть что-то личное, даже интимное, о чем зритель может только догадываться, изучая творческую биографию театра.
В спектакле «Ожидая Годо» — не только характерные для театра абсурда внешние эффекты, совокупность сценических и текстовых трюков, специфическая клоунада (особенно в исполнении Олега Стефана), тонкая театральная ирония и, конечно же, «смех сквозь слезы», но и собственное толкование той бессмыслицы, в которую сегодня попадает человек и, в частности, актер. Теряют смысл поступки, слова, отношения, и все жизненное и коммуникативное пространство распадается на маленькие «атомы» — фонемы, сами по себе не имеющие никакого семантического наполнения.
Следует также заметить, что для актерской профессии (и «курбасовцы» это хорошо понимают) основные лейтмотивы театра абсурда, а также текста Беккета являются особенно близкими: лицедейство, предусмотренное профессией, в сочетании с лицемерием окружающего мира и составляют то пространство, в котором мы живем. И актер воспринимает это гиперболизированно, ведь лицедействовать и создавать искусственные жизненные коллизии является требованием к нему зрителя.
В контексте смыслов «Ожидая Годо» следует также вспомнить и близкие Театру им. Леся Курбаса события, в частности, временное «исчезновение» с его территории художественного руководителя Владимира Кучинского, по мнению которого, актеры должны отыскать себя вновь, организоваться и начать действовать самостоятельно. И они это сделали, а вместе с тем научились, невзирая на всяческие творческие и жизненные неурядицы, работать и смеяться над этим миром, когда он кажется слишком уж противоречивым и бессмысленным.
Выпуск газеты №:
№218, (2006)Section
Культура