Переформатирование
США поменяют стратегию в Ираке![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061207/4215-3-1.jpg)
Несомненно, США всерьез обеспокоены ситуацией в Ираке и готовы использовать новые подходы для нормализации и стабилизации ситуации в этой стране. Несомненно также и то, что толчок к изменению американской политики в Ираке дали промежуточные выборы в США, на которых победили демократы. А какой может быть эта новая политика, частично дает ответ доклад экспертной «Группы по изучению Ирака», характеризующий ситуацию в Ираке такими эпитетами, как «тяжелая и продолжающая ухудшаться». В оккупированном Ираке остаются 140 тыс. американских военнослужащих после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году. Они пытаются остановить раскол между шиитами и суннитами. Этот конфликт уже превысил по продолжительности участие войск США во Второй мировой войне и стал причиной гибели почти 3 тыс. американских военнослужащих.
Подготовленный по поручению Конгресса США доклад содержит в общей сложности 79 рекомендаций по исправлению ситуации в Ираке. Президент Джордж Буш сказал, что прислушается к этим советам «весьма серьезно». После встречи с представителями группы, которую возглавляют бывший госсекретарь и республиканец Джеймс Бейкер и бывший член палаты представителей от демократов Ли Гамильтон, американский президент признал, что этот доклад дает очень жесткую оценку ситуации в Ираке. Характерно, что Буш может еще до конца года объявить об изменении стратегии США в Ираке, сообщил вчера пресс-секретарь Белого дома Тони Сноу. По его словам, он сравнит выводы полученого им доклада комиссии Бейкера-Гамильтона с рекомендациями двух других аналогичных докладов по Ираку, готовящихся сейчас для Белого дома советом национальной безопасности при президенте США, а также объединенным комитетом начальников штабов вооруженных сил США. «Мы согласны с одним из ключевых выводов комиссии (Бейкера-Гамильтона) о том, что нам нужен новый путь для продвижения вперед», — отметил Сноу. Спецкомиссия США по Ираку рекомендовала отказаться от участия американских войск в боевых операциях в Ираке и уделять больше внимания обучению военному делу самих иракцев. В нем не содержится рекомендаций о сроках вывода войск США из Ирака, но подчеркивается необходимость более широкого участия иракцев в боевых операциях.
КОММЕНТАРИЙ
Вячеслав ШВЕД, заведующий отделом исследований стран Ближнего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона НИСИ
— Политическая элита и руководство США, а также обе ведущие — Республиканская и Демократическая партии поняли, что необходимы серьезные изменения или даже переформатирование и обновление политики США не только в Ираке, но и во всем широком Ближнем Востоке. Доклад заверяет, что обе ведущие партии пытаются достичь определенного компромисса, поиска путей, достойных для США, по выходу из Ирака, чтобы при этом не дестабилизировать ситуацию как в Ираке, так и на всем Ближнем Востоке. В то же время речь идет о необходимости сохранения лица США, а также доминирующей роли США на Ближнем и Среднем Востоке. Если в опубликованной год назад национальной стратегии речь шла о победе в Ираке, то сегодня риторика победы фактически отсутствует. Речь идет об обеспечении стабильности и безопасности. Но пока что изменения касаются тактических вопросов, а не стратегии. Изменение или обновление тактики состоит в иракизации. Другими словами, есть намерения, чтобы иракцы, в том числе и нынешнее иракское правительство, брали все больше ответственности за ситуацию в Ираке. Главное изменение заключается в переходе от непосредственного участия в боевых действиях американского вооруженного контингента к учебно- тренировочной миссии. В докладе говорится о необходимости активизации дипломатических усилий вокруг Ирака и вообще на всем Ближнем Востоке.
Я полагаю, что американцы вынуждены будут постепенно прийти к признанию необходимости привлечения Сирии и Ирана к процессу политического решения проблемы Ирака. Первый шаг США сделали, позволив иракскому правительству развивать широкие отношения с Сирией и Ираном, что засвидетельствовал недавний визит иракского президента в Иран. В свою очередь Тегеран официально заявил, что он берет на себя ответственность за стабилизацию ситуации в Ираке. Мне кажется, что американцы постепенно приходят к осознанию, что без Сирии и особенно — Ирана, невозможно нормализировать и стабилизировать ситуацию в самом Ираке и в целом на Ближнем Востоке.
Украине следует исходить из того, что США являются нашим стратегическим союзником. И мы должны с пониманием отнестись к тому, что происходит такой болезненный процесс переформатирования американской ближневосточной политики. Хотел бы отметить, что нам, пребывающим в такой сложной ситуации перетягивания каната между правительством и президентом относительно полномочий в сфере внешней политики, следовало бы поучиться в первую очередь у американцев, как они достойно объединяются ради разрешения общенациональных интересов. Состоялись промежуточные выборы, и буквально на следующий день республиканцы и демократы вместе ищут пути разрешения общегосударственных проблем. Это служит для нас колоссальным уроком.
Украина должна учесть ожидаемые изменения в политике США при реализации своих национальных интересов на Ближнем и Среднем Востоке. В этом аспекте может быть много таких моментов, когда Украина может оказаться полезной как союзник и как политический партнер США и как страна, которая имеет хорошие отношения со странами Ближнего и Среднего Востока. Украина, состоя в хороших отношениях с Ираном, может сыграть определенную позитивную роль, например, в налаживании отношений между Вашингтоном и Тегераном. Главное, чтобы была найдена оптимальная модель привлечения Ирана к созданию новой системы региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке с учетом нынешних позиций Ирана, его приоритетов и интересов, в конечном итоге — амбиций как страны с многовековой историей.
Выпуск газеты №:
№215, (2006)Section
Панорама «Дня»