Перейти к основному содержанию

Проигранная «война в защиту православных святынь»

23 ноября, 18:58

В этом году в России отмечают 150-летие окончания Крымской войны 1853—1856 годов. В ноябре в Москве состоялась Международная конференция «Крымская (Восточная) война в культурной памяти народов России и мира», организованная Центром национальной славы. Главная цель форума состояла в том, чтобы, по словам организаторов, «рассеять в общественном сознании «главный миф» о Восточной войне, а именно — то, что Россия якобы (?!) потерпела в этой войне сокрушительное поражение».

Повод для той войны был религиозный — как в Средневековье. В то время турецкий султан Абдул-Меджид, устав от русского влияния, перешел под английское и французское покровительство. В связи с этим ключи от Вифлеемского храма были отобраны у греков и переданы французским католикам. Для России это и стало поводом для войны. На самом же деле, царь Николай I хотел восстановить свое былое влияние на Турцию с ее стратегически важными проливами Босфор и Дарданеллы.

Сначала надеялись все уладить переговорами, однако предложенный российскими дипломатами проект конвенции фактически наделял царя полномочиями султана. И, опираясь на поддержку европейских государств, Порта отклонила соглашение. Тогда, вслед за отказом Турции «передать ключи от Вифлеемского храма грекам», российские войска взяли «в залог Дунайские княжества Молдавию и Валахию — доколе Турция не удовлетворит справедливым требованиям России».

В январе 1854 года, в ответ на этот русский демарш, английская и французская эскадры прошли в Черное море и потребовали от России вывода войск из Дунайских княжеств. После отказа Великобритания, Франция и Турция объявили России войну. Их поддержали Австрия и Пруссия (без объявления войны). Так, благодаря «блестящей дипломатии» Петербурга, России предстояло воевать против нескольких могущественных государств в полной изоляции. Историки считают, что Россия проиграла эту войну даже раньше, чем ее объявила.

В сентябре 1854 года флоты Великобритании и Франции высадились в Крыму. Началась осада Севастополя, которая длилась 349 дней, после чего Севастополь был взят союзными войсками. Закончилась война подписанием в Париже 18 марта 1856 г. мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, а причерноморские русские крепости уничтожались. Россия лишалась также устья Дуная, южной части Бессарабии и права покровительства православным Сербии, Молдавии и Валахии. Полное поражение.

Причин «такого конфуза», как говаривали в старину, было много: столкновение с сильнейшими странами Европы; неблагожелательное отношение к России со времен «Священного Союза», ибо Россия усвоила себе право вмешиваться во внутренние дела других государств и притом всегда «в направлении, враждебном демократическим течениям». Главнейшая же причина состояла в том, что русскому войску практически нечем было воевать, нечего было есть, не на чем передвигаться.

Ниже мы попробуем проиллюстрировать ход Крымской войны высказываниями современников событий полуторавековой давности.

Анонимное письмо участника войны, написанное в Севастополе 1 октября 1854 года: «С наступлением ночи наша армия представляла страшный хаос: никто не знает дорог; войска, пришедшие из России без проводников, столпились на Каче и не знали, куда двигаться... Все раненые брошены на поле... Два дня провели без воды и хлеба, у кого рука висит на коже, а у кого уже черви в язвах. В госпиталях — ни корпии, ни бинтов, ни пищи. Ужасно, ужасно! ... Место нашей безрассудной гордости заступил всеобщий упадок духа, на всех лицах — стыд, унижение. Нет, мой друг, что ни говори, — наш Черноморский флот был игрушкой, годной только для царского смотра!»

Отрывки из «Думы русского» Валуева, написанной в ходе Крымской войны и напечатанной в книге «Эпоха Николая I» (1911 год, Москва): «... Давно ли мы покоились в самодовольном созерцании нашей славы и нашего могущества? Сегодня друзей и союзников у нас нет. А если есть еще друзья, то малочисленные, робкие, скрытые друзья, которым стыдно сознаться в приязни к нам…Правда, в начале войны Нахимов разгромил турецкий флот при Синопе, но сколько Нахимовских кораблей с тех пор погружено в море! Всюду утраты и неудачи ..

Зачем завязали мы дело (Крымскую войну), не рассчитав последствий, или зачем не приготовились к этим последствиям? Зачем начали воевать без винтовых кораблей и с устаревшим оружием? Зачем заняли Валахию и Молдавию только для того будто, чтобы их покинуть? И перешли Дунай, чтобы из-за него сразу вернуться? И прочая, и прочая, и прочая! …Не скажет ли когда-нибудь потомство, не скажут ли летописи (те правдивые летописи, против которых цензура бессильна), что даже славная оборона Севастополя была не что иное, как ряд усилий со стороны солдат ради исправления ошибок со стороны начальствующих?

Во время войны оказалось, что в нашем флоте не было тех именно судов, в сухопутной армии того современного оружия, которые требовались для уравнения сил с противником. Что состояние и вооружение наших береговых крепостей были неудовлетворительны; что у нас не доставало железных и даже шоссейных дорог ... Господствует всеобщая официальная ложь. Сверху блеск, снизу гниль. Во главе многих правил наших надлежало бы напечатать два слова: «Умственная ограниченность!».

Крымская война по «Учебнику Русской истории для средней школы», написанному профессором Платоновым (Петроград, 1915 год):

«Одной из важнейших причин Восточной войны 1853—55 годов было то, что император Николай I продолжал практиковать «международную политику вмешательства», созданную Венским конгрессом после наполеоновских войн, тогда как западная дипломатия давно от нее отказалась. Но Николай с большой готовностью склонялся к вмешательству в чужие дела. Этими склонностями российского императора в значительной мере была развязана так называемая Восточная война, одним из плацдармов которой стала война Крымская ...

Блокада и оборона Севастополя продолжалась 350 дней. Ею руководили адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин; все они погибли, но не на кораблях, а на бастионах. Ибо по решению царя Николая, флот был потоплен в Севастопольской бухте — чтобы препятствовать захождению в бухту военных кораблей противника. (Отметим, что затопление кораблей в Севастополе превратилось в русскую традицию.)

В начале 1855 года, еще во время войны царь Николай I умер. Перед смертью он сказал своему старшему сыну, будущему императору Александру II — «Оставляю тебе команду (Россию) не в порядке!». Летом того же года Севастополь был сдан — это был конец войны, которую сегодня некоторые «знатоки истории» прославляют как «Победу»; особенно те российские ультра-патриоты, которые живут на земле Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать