От «Отелло» до «Тихого Дона»
Ирина Скобцева-Бондарчук о любви, верности и памяти — наша беседа с вдовой великого режиссера — великого украинца![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061116/4200-19-1.jpg)
На прошлой неделе Первый телеканал России показал премьеру «Тихого Дона» — последнего фильма классика советского кино Сергея Бондарчука. Этот кинопоказ произошел через 16 лет...
Сергей Бондарчук снимал «Тихий Дон» в 1989—1990 годах совместно с итальянским продюсером, однако из-за банкротства последнего не смог довести работу до конца, и десятки тысяч метров отснятого материала остались за рубежом. Все эти годы шла борьба за возвращение пленки на родину. Говорят, к переговорам подключился даже сам президент РФ Владимир Путин. При жизни мастера вернуть картину в Россию так и не удалось. Близкие утверждают, что это обстоятельство подкосило здоровье Сергея Бондарчук и ускорило его кончину.
Но не оставляли надежду завершить начатое дело вдова Сергея Бондарчука — актриса Ирина Скобцева, сын — режиссер Федор Бондарчук и дочь — актриса Алена Бондарчук. После долгих переговоров отснятый киноматериал удалось вернуть в Россию. Завершил работу Сергея Бондарчука его сын Федор. Он создал 7-серийную телеверсию. Мнения критиков о картине самые полярные...
Недавно в Киеве, по приглашению кинофестиваля «Молодость», побывали Ирина Скобцева и Федор Бондарчук. Здесь их ожидал приятный сюрприз — награда «За выдающийся вклад в мировой кинематограф», адресованный посмертно Сергею Бондарчуку.
КИЕВСКАЯ СТРАНИЦА
— Ирина Константиновна, вы не раз говорили, что Киев для вас знаковый город. Вы вместе с мужем снимались на киностудии им. А. Довженко. А Сергей Федорович был родом из Украины и никогда не забывал о своих корнях, хотя слава к нему пришла в России.
— Вы затронули очень тонкие струны моей души. Действительно, целый период нашей жизни с Сергеем Федоровичем связан с Украиной. А Киев вообще для меня город родной, любимый, ни с чем не сравнимый. Тут родилась наша любовь. На киевской студии прошли мои первые актерские пробы у режиссера Брауна. Мне тогда исполнилось 18лет. Картина называлась «В проходном дворе». Потом я снялась в нескольких сериях ленты «Тайник возле Красных Камней». Были работы и в других фильмах.
Что же касается Сергея Федоровича, то он действительно родился в Украине, на Херсонщине. Его отец, коммунист- двадцатипятитысячник, был послан из города поднимать сельское хозяйство. До Второй мировой войны он возглавлял на Херсонщине один из колхозов, а мама Сергея Федоровича была рядовой колхозницей. Когда колхоз окреп, Бондарчуки переехали в Таганрог. Оттуда Сергей Федорович поехал в Ростов поступать в театральное училище. Затем, в 1948, он окончил ВГИК (мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой).
Позже актерские дороги привели его в Киев. Сергей Федорович сыграл роль Кобзаря в фильме «Тарас Шевченко» (за эту работу он получил Госпремию и приз МКФ в Карловых-Варах). Помню, как украинцы из Канады, после этого фильма подходили и целовали мужу руки, называли его «батьку рідний». Несколько лет назад я отважилась написать мэру Киева письмо с просьбой назвать улицу или кинотеатр именем Бондарчука. Ведь он просто боготворил свою родину — Украину (в Москве, на Новодевичьем кладбище на его могиле лежит украинская земля). К моему предложению отнеслись с большим вниманием, но такие вещи, оказывается, можно делать, когда человека нет уже 10 лет. Я поклялась дождаться. И вот, наконец, моя мечта начинает сбываться. На площади перед кинотеатром «Жовтень» на Подоле в Киеве заложили памятный знак будущего памятника Сергею Бондарчуку. Мне сказали, что готовится решение городского совета о присвоении площади имени Бондарчука.
НАРОДНЫЙ ФИЛЬМ
— Место выбрано не случайное. Именно на этой площади находится кинотеатр, в прокате которого идут фильмы из «золотой коллекции», такие, как, например, «Война и мир». Прошло 40 лет, а эта картина С. Бондарчука до сих пор пользуется особой любовью зрителя. Чем, по-вашему мнению, объяснить этот феномен?
— «Война и мир» — фильм честный и правдивый, как и роман. Сергей Федорович сумел стать кинематографическим соавтором Льва Толстого. Он не самовыражался за счет гения, как это часто бывает в экранизации классики, а, прежде всего, талантливо отобразил мысли писателя кинематографическими средствами. Это был самый дорогой на то время фильм, но я имею в виду не только деньги, а и отношение к нему людей. Картину с большим нетерпением ждали зрители. Во время съемок к нам подходили люди самых разных профессий и спрашивали: чем помочь? И делали это бескорыстно, по зову души. Помню, как один коллекционер принес на съемочную площадку настоящие пистолеты времен войны 1812 года для сцены дуэли, другие — предлагали антикварную мебель, посуду, одежду. Из Музея Кремля прислали для Кутузова табакерку, а для меня (Скобцева играла Элен) шаль из Эрмитажа и другие экспозиционные вещи. Можно сказать, что фильм «Война и мир» стал истинно народным фильмом. Он давно живет своей собственной жизнью. Согласитесь, что фильмы, подобные «Войне и миру» высоко поднимали творческую планку, они воспитывали зрителей, заставляли трудиться и ум, и сердце. Теперь, мне кажется, мы немного зачерствели, окаменели, многих ценностей не воспринимаем. Яркое свидетельство тому — многие современные фильмы, которые ныне показывают на экране...
Говорить о неком «кинематографическом буме», как порой пишут критики, пока преувеличение. Есть, конечно, и хорошие картины. Например, «Кукушка», «Звезда», «Свои», «9 рота». Но все же большая часть лент снятых недавно, к с сожалению, вызывает у меня боль в сердце, т.к. преимущественно это — картины-однодневки.
КИНОДИНАСТИЯ
— Вы довольно сдержанны в оценках работ своих детей.
— Вы правильно заметили, я никогда не захваливала своих детей. Хотя всегда следила за их работой, старалась помочь чем могла. Когда Федор еженедельно появлялся в шоу «Кресло», я говорила ему, что он неплохо справляется с ролью ведущего. Хотя формат программы, если честно, мне не очень нравился. Гораздо ближе и понятней мне его нынешняя телепрограмма про кино. То, что делает сегодня Федор как кинорежиссер, это, на мой взгляд, вызывает уважение. Его «9 рота» — это фильм уже зрелого человека с гражданской позицией. Мне фильм дорог еще и потому, что в нем дебютировал мой внук, сын Алены — Костя Крюков.
— Значит в кинематографической династии Бондарчуков пополнение?
— Костя заканчивает юридическую академию. Профессию выбирал сам. У него есть еще одна специальность, очень редкая для нас — геммолог, т.е. человек, профессионально оценивающий драгоценные камни. Костя у нас специалист по бриллиантам. Эту профессию он получил в Америке. Знаете, по настоянию деда (Сергея Федоровича) в детстве Костю определили в специализированную художественную школу. Он у нас, как дед, хорошо рисует. Как художник Костя выставлялся в Праге, Париже. Кстати, первые уроки живописи, карандашного рисунка Косте дал именно Сергей Федорович. А что касается кино, то мне кажется, что дебют внука в роли Джоконды был хороший, но захочет ли он стать актером — этот вопрос еще открыт.
К сожалению, судьба дочери Алены складывалась в кино и театре не так легко и просто, как хотелось бы. Несколько лет назад на гастролях спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» она получила из-за неосторожности партнера травму спины. Долго лечилась. Оставив Театр им. Моссовета, некоторое время Алена пребывала в депрессии. В 1998 году ее взяла к себе в труппу МХАТ им. Горького Татьяна Доронина, даже дала несколько своих ролей. Это вернуло Алене уверенность в себе. В кино она долго не снималась. В последние годы поработала в двух сериалах, которые видели и украинские зрители: «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина». В «Бедной Насте» Алена сыграла роль императрицы Александры Федоровны...
У меня хорошие отношения и с дочерью Сергея Федоровича и Инны Макаровой от первого брака — Натальей Бондарчук. Она очень светлый и интеллигентный человек, хороший режиссер. Мы с ней во многом схожи как личности, иногда даже думаем одинаково, нам всегда есть о чем поговорить.
— Вы были и остаетесь одной из самых красивых актрис советского кино. Сыграли Дездемону, Элен. После Дездемоны в Канне вас назвали «Мисс шарм». Вам завидовали, считали, что своим успехом вы обязаны мужу, что вы слишком красивы, чтобы быть талантливой...
— Да, все так и было. И критиковали нас много, хотя почти всегда непрофессионально и поверхностно. Сергей Федорович смеялся: «Корову надо бояться спереди, лошадь — сзади, а критика — со всех сторон». Знаете, когда фильм «Война и мир» получил «Оскар», то за призом поехала Люся Савельева (сыгравшая роль Наташи Ростовой), так решил какой-то чиновник из Госкино, а нас с Бондарчуком из бывшего СССР не выпустили...
Что касается красоты, то этот штамп мне осточертел еще в молодости. Я даже специально снялась еще достаточно молодой в роли стареющей женщины в фильме режиссера Бориса Барнета «Аннушка». Эта картина потом из-за того, что сценарий к ней написал Севела, который был неугоден власти, долго пролежала на полке.
Знаете, у меня не было болезненного для многих актрис перехода к возрастным ролям. Меня всегда интересовали разные судьбы, разные женские характеры. Думаю, что мои учителя заложили во мне хорошие актерские качества и уважение к профессии. Я, в отличие от некоторых, не держусь за то, чтобы меня снимали в определенном ракурсе под каким-то углом, с особенным освещением лица. Поверьте, внешность меня абсолютно не интересует, но при этом меня страшно раздражает, когда кто-то говорит, вот, мол, красавица. Это звучит как ругательство. Я всегда и всем умела доказать, что я настоящая актриса, что мне под силу любая роль.
Между прочим, с Бондарчуком мы познакомились на съемках фильма «Отелло», а потом частенько вместе снимались. Но вот в фильмах самого Сергея Федоровича я снималась не так уже и много. Никогда в жизни не навязывала ему свою особу, не имела на это морального права, которое для себя сама установила, потому что уважала его намерения и планы. Но если уж для какой-то роли ему нужна была актриса Скобцева, вот как для Элен, например, то я с удовольствием соглашалась.
— На съемочной площадке он был суровым? Говорят, актеры боялись его критики.
— Ну конечно, он ни для кого не делал исключения. Как-то я должна была сниматься в его «Освобождении». Играла военного врача. Один-единственный короткий крупный план. Бондарчук говорит: «Ты должна сыграть богородицу, женщину, жену, сестру, подругу, любимую». Я: «Как? В малюсеньком эпизоде?!» Тогда он рассказал, как еще студентом снимался у Александра Довженко: «У меня был еще меньший эпизод. Довженко сказал, что в нем я должен сыграть отношение простого человека к науке. Не больше, не меньше! Вот такие задания он ставил перед каждым актером, и я взял это на вооружение».
ЛЕКАРСТВО ОТ ДЕПРЕССИИ — СЪЕМКИ
— Вы сыграли в более чем в 50-ти фильмах. Роль в «Тихом Доне» — это одна из многих работ или есть в ней что- то особенное?
— «Тихий Дон» — последний фильм Сергея Федоровича. Уже поэтому он для меня особенный, как и моя роль в нем. Кстати, Наталью в нем играет наша дочь Алена. Сергей Федорович начинал снимать этот фильм в атмосфере гонений. Прошел знаменитый съезд кинематографистов, на котором поколение более молодое «свергло», как им казалось, старорежимных режиссеров. Лучшим лекарством от депрессии, лучшим ответом критикам и зачинщикам травли всегда была и остается работа. Поэтому, когда ему предложили снять для итальянского телевидения многосерийную версию «Тихого Дона», Сергей Федорович согласился. Хотя, по условиям контракта, он не был волен в выборе актеров. Главные роли сыграли иностранцы: отца Пантелея — Ф. Мюррей Абрахам (он получил «Оскара» за роль Сальери в фильме «Амадей»), Аксинью — француженка Дельфин Форест, генерала Секретова — Бен Газзара. Григория Мелехова играет Руперт Эверетт.
— Говорят, у Сергея Федоровича чуть не случился инфаркт, когда он узнал, что донского казака в его фильме играет гей?
— В начале 90-х годов еще не было столь популярно афишировать свою сексуальную ориентацию. Бондарчук узнал, что Руперт Эверетт гей только в ходе съемок. Конечно, это было, как гром среди ясного неба. Но самые главные испытания нас ожидали еще впереди — когда отснятый фильм арестовали кредиторы. Вот тогда и начались инфаркты... Делом нашей семьи было вернуть фильм на Родину, и я счастлива, что дожила до этого момента...
Выпуск газеты №:
№200, (2006)Section
Культура