Перейти к основному содержанию

Происхождение... имеет смысл

Отечественная инвестиционная политика: просчеты и ошибки
01 ноября, 19:19

Президент Украины Виктор Ющенко во вторник выступил перед делегатами ассоциации «Руссель 20-20» — неприбыльной организации, объединяющей крупнейших мировых институциональных инвесторов. Президент призывал их смелее инвестировать в Украину. «Я отношусь к тем политикам, гражданам Украины, которые считают, что Украина становится одним из самых современных рынков Восточной Европы», — убеждал Президент инвесторов. По его словам, среди приоритетов Украины — развитие энергетических и энергосберегающих технологий. Президент также отметил, что со своими транзитными возможностями Украина стремится стать неотъемлемой частью европейского энергетического рынка. Также Ющенко отметил значительный потенциал в образовательной сфере и развитии науки и технологий, в частности в сфере связи и авиакосмической отрасли. Глава государства заверил участников встречи, что Украина прикладывает все усилия к защите права собственности. «На официальном, государственном уровне никто не будет обсуждать политику так называемой реприватизации. Прошу это взять за основу нашего курса», — подчеркнул Президент. «Мы исходим из того, что рынок должен развиваться на базе частной и корпоративной собственности. Мы будем продолжать открытую и прозрачную политику национальной приватизации», — сказал Ющенко. При этом, анализируя экономические процессы в государстве, Президент отметил значительный прирост ВВП, а также то, что фискальные процессы свидетельствуют о взаимопонимании власти и бизнеса. На 18% по сравнению с предыдущим годом увеличились поступления в бюджет. В стране, по его словам, формируется конкурентная среда, благоприятная для привлечения инвестиций.

Такое обращение к инвесторам должно свидетельствовать не только о том, что Украина, как и раньше, чувствует инвестиционную жажду, но и о том, что осуществляемая у нас государственная политика в этой сфере не лишена ошибок и просчетов. И действительно, основной двигатель ускорения экономического развития любого государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе — это увеличение инвестиций и реализация инновационно- инвестиционной стратегии развития национальной экономики. Несомненно, что для Украины указанный путь развития будет более благоприятен при ее максимально быстром вхождении в ВТО, что автоматически повысит инвестиционный рейтинг Украины на международном уровне и, соответственно, доверие инвесторов. К сожалению, вхождение в эту организацию усилиями правительства и парламента, несмотря на официальные заявления, откладывается. При таких условиях провозглашенная инвестиционная модель развития национальной экономики остается всего лишь декларацией и имеет демонстративный характер. Однако, вопреки нескоординированности и хаотичности некоторых решений действующей власти и несовершенству действующего законодательства, инвестиционная привлекательность украинской экономики, как это ни удивительно, все еще сохраняет «безжизненно-положительную» тенденцию к росту. В частности, это касается металлургической, энергетической, добывающей промышленности, а также инфраструктуры, финансовых учреждений и, в меньшей мере, сельского хозяйства.

В мировой практике существуют два основных пути инвестиционного обогащения, свидетельствующих о стойкой тенденции экономического роста. Первый связан с ориентацией на государственные инвестиции, второй ориентирован на частный капитал. Недейственность бюджетных инвестиций и их постоянное хищение или «проедание», как было в случае со средствами, вырученными от продажи гиганта черной металлургии «Криворожсталь», свидетельствует о бесперспективности государственных инвестиционных проектов при любых правительствах. Сегодня никто из представителей оранжевой власти не может рассказать, куда были потрачены средства, полученные от приватизации гиганта украинской металлургии. Поэтому, с учетом наших фантастических реалий, основным приоритетом в инвестиционной сфере должно быть привлечение инвестиций частного сектора, включая прямые иностранные инвестиции.

Сегодня анализ конъюнктуры инвестиционного рынка позволяет отметить определенные особенности отраслевого инвестирования. Так, в течение текущего года основные поступления были связаны, в первую очередь, с покупкой иностранными банками нескольких крупных украинских банков, среди которых банк «Аваль» (проданный за 0,9 млрд. евро), а также вышеупомянутой покупкой комбината «Криворожсталь». Однако сегодня стратегический инвестор, как и ранее, выжидает. И на это есть определенные причины. Во-первых, это изменение действующего законодательства о специальных экономических зонах (СЭЗ). Суть внесенных изменений состояла в отмене льготных таможенных и налоговых режимов предпринимательской деятельности на территории СЭЗ. Иными словами, были упразднены те льготы, которые, собственно, и составляли суть этих зон и делали их привлекательными для инвесторов. Во-вторых, это внутриполитические факторы, а именно противостояние Президент — премьер-министр, что ухудшает инвестиционный климат вообще и создает напряжение вокруг будущих приватизационных проектов.

Рассматривая вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций, стоит обратить внимание на определенные просчеты и ошибки действующей власти, которые деструктивно влияют на перестройку социально направленной экономики.

Экспертов сегодня не могут не тревожить диспропорции в распределении государственных и негосударственных капиталовложений. Среди регионов Украины ведущие места по объему инвестиций, как всегда, занимают Киев, Киевская область, Днепропетровск, Харьков и Одесса. Поэтому именно поддержка регионального паритета путем использования различных методов государственной региональной политики является первоочередной задачей законодательной и исполнительной власти. Иначе мы будем и далее углублять дифференциацию социально-экономического развития регионов, которая будет сопровождаться оттоком населения из определенных областей Украины и, по существу, повлечет к их социально-экономическому упадку.

Безусловно, инвестиционная активность регионов совпадает с распределением промышленного производства. Кроме того, именно промышленность является отраслью, которая характеризуется большей капиталоемкостью, чем, скажем, сельское хозяйство или торговля. Поэтому большая часть капиталовложений, очевидно, будет направляться именно в указанные отрасли экономики. Однако в стране существуют также и непромышленные регионы, но с дешевой и все же квалифицированной рабочей силой. Политика инвестирования должна учитывать этот фактор. Власти следует инвестиционно поддерживать также и в подавляющем большинстве аграрные степные регионы Украины. Стоит заметить, что в течение пятнадцати лет украинской независимости ни одна из трех команд власти, которые сменяли друг друга, не смогла провести четкую политику по этому вопросу. И это привело к огромному оттоку молодежи за границу.

Как негативное явление расценивается и значительная отраслевая неравномерность распределения иностранных инвестиций. Интерес капиталовкладчиков проявляется по большей части к весьма ограниченному перечню отраслей экономики. Из-за этого структура иностранного капитала не только отображает, но и закрепляет углубление диспропорций между основными секторами экономики. Такая тенденция, наряду с доминированием кредитной составляющей в иностранных инвестициях, требует более активного участия государства в процессе привлечения капиталовложений. Речь идет, в первую очередь, о координации видовой и отраслевой структуры инвестиционных проектов при участии зарубежных партнеров, что позволит оптимизировать направления капиталовложений и обеспечит переход количества инвестиций в качество их использования. В этом контексте катастрофически преступной выглядит практика фактически монопольного инвестирования рынка недвижимости. Если устранить это явление, то приход новых игроков будет способствовать развитию рынка и удешевлению недвижимости, в частности, жилья.

Не стоит забывать и о связи прямых иностранных инвестиций с факторами, определяющими уровень национальной безопасности. К сожалению, в последнее время определенный сегмент топливно-энергетического комплекса без учета национально- стратегических интересов Украины был полностью передан бизнесовым группам РФ. В таких условиях вести речь об инвестициях в эти отрасли было бы преступным. Сейчас подобная ситуация может возникнуть при приватизации жилищно-коммунального хозяйства. И опять мы будем спрашивать, куда же смотрели соответствующие органы, которым положено заботиться о национальной безопасности... Поэтому наиболее привлекательными выглядят капиталовложения из Европейского Союза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Китая и Индии, поскольку они не преследуют политических целей и являются менее агрессивными по сравнению с российскими. Последние, похоже, исповедуют принципы экономической экспансии, а не паритетного экономического сотрудничества.

Поэтому, ради сохранения относительно позитивной динамики привлечения прямых иностранных инвестиций и роста основных макроэкономических показателей, настоящая система власти должна действовать синхронно, в пределах интересов национальной безопасности и с учетом четко определенных стратегических целей. Только в таких условиях Украина сможет приблизиться к мировым стандартам экономического развития и составить достойную конкуренцию развитым странам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать