Перейти к основному содержанию

Чужого не надо, своего не отдадим

Президентский Секретариат и правительство продолжают конкурировать в законодательной нише
31 октября, 19:31
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

В профильный комитет парламента поступил проект закона «О Кабинете Министров», подготовленный Президентом. Таким образом, нынче в распоряжении народных избранников оказались сразу два законопроекта, призванных урегулировать деятельность правительства и по полочкам разложить все права и обязанности сотрудников здания, которое располагается на улице Садовой в Киеве. Напомню, один из вариантов две недели спустя был представлен Кабинетом Министров. Из проектов следует, что в правительстве и президентском Секретариате по-разному трактуют вопросы разделения властных полномочий.

Однако разные взгляды, в конечном итоге, сводятся к одной «мишени».

И президентская, и премьерская канцелярии пытаются отрезать каждая для себя наиболее сытный кусок от соблазнительного пирога властных полномочий.

Законопроект главы государства объемом 52 страницы состоит из семи разделов и 88 статей. Президент предлагает народным избранникам рассмотреть этот законопроект как неотложный. Вместе с тем, отправляя на рассмотрение Рады свой проект «министерского» закона две недели спустя, представители правительства, в частности заместитель министра Кабинета Министров Александр Лавринович, также делали акцент на необходимости как можно скорее рассмотреть документ.

Заместитель председателя Секретариата Президента Арсений Яценюк подчеркивает, что Президент, создавая законопроект, не исходил из того, кто какие должности занимает сейчас, а смотрел в будущее. По словам господина Яценюка, этот законопроект является существенным шагом навстречу административной реформе в государстве, которая устанавливает новый порядок управления органами исполнительной власти.

Заместитель главы СП также отмечает, что в законопроект внесены изменения в системе управления как в самом Кабинете Министров, так и в министерствах и государственных комитетах. Второй важный акцент, поставленный в законопроекте, — это вопрос государственной службы. Как отметил Арсений Яценюк, постоянное изменение руководителей министерств приводит к постоянному изменению аппарата министерств. «Мы этим уничтожили систему государственной службы, как таковую», — отметил он. По его словам, глава государства предлагает также ввести должность государственного секретаря.

«Президент считает, что этот законопроект не является догмой, и площадка для дискуссии остается открытой», — резюмировал господин Яценюк. В правительстве тем временем думают несколько по-другому касательно и формы, и содержания президентского проекта.

«Президентский вариант законопроекта «О Кабинете Министров Украины» направлен на то, чтобы минимизировать возможность Кабмина самостоятельно реализовывать свои конституционные полномочия», — говорит первый заместитель министра Кабинета Министров Александр Лавринович.

Статья 11 президентского законопроекта, отмечает он, предусматривает одобрение программы деятельности Кабмина законом: «Это положение ставит программу Кабинета Министров в полную зависимость от воли Президента, который, в случае принятия программы в форме закона, сможет накладывать на нее вето. Тем самым отрицается исключительное конституционное полномочие Верховной Рады, закрепленное в статье 85 Конституции, на принятие решения по поводу правительственной программы!»

Представитель правительства также привлек внимание к статье 27 «Отношения Кабинета Министров Украины с Президентом Украины», которая уполномочивает Кабмин направлять и координировать деятельность органов исполнительной власти, чтобы содействовать Президенту в осуществлении им полномочий. «Эта статья законопроекта вступает в прямой конфликт с Конституцией Украины, которая определяет Кабинет Министров высшим органом исполнительной власти и обязывает правительство не содействовать Президенту Украины в осуществлении им полномочий, а руководить исполнительной властью в стране», — парирует господин Лавринович.

Господин Лавринович также выражает удивление статьей 19 законопроекта, определяющей, что к компетенции Кабмина относится реализация политики интеграции Украины в Европейский Союз. «Непонятно, как в уставном акте, которым является Закон «О Кабинете Министров», может декларироваться один из элементов внешнеполитического курса государства», — заявил он.

Представитель правительства не обошел вниманием и специфический, на его взгляд, характер контрассигнации, закрепленный в законопроекте: «Предлагается установить фактически принудительную норму, что акты главы государства безотлагательно скрепляются подписями премьер-министра Украины и министра. То есть законопроектом полностью нивелируется положение Конституции о необходимости скрепления подписями премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение, отдельных актов Президента Украины. В таком обязующем варианте конституционная процедура попросту теряет смысл».

«Складывается впечатление, что этот законопроект готовился не для одобрения, а для противодействия принятию правительственного законопроекта», — резюмирует первый заместитель Министра КМУ.

Следует отметить, что в целом оба варианта основаны на новой редакции Конституции, а также имеют приблизительно схожие структуру и содержание. Главные отличия законопроектов в том, что их разработчики по-разному, естественно каждый в свою пользу, трактуют вопросы разделения полномочий между Президентом и Кабинетом Министров.

Законопроект Секретариата Президента имеет более широкую сферу регулирования и определяет не только организацию работы Кабинета Министров, но и непосредственно механизмы взаимоотношений министерств с иными центральными органами исполнительной власти. В законопроекте Виктора Ющенко также более четко определены функции и полномочия правительства, в то время как правительственный проект закона преимущественно дублирует положения основного закона. Еще одно отличие состоит в том, что Кабинет Министров и Президент по-разному смотрят на процедуру назначения министров на занимаемые должности, в частности тех министров, которые назначаются парламентом по так называемой квоте Президента (министров иностранных дел и обороны). Виктор Ющенко, например, считает, что определять кандидатов по своей квоте он должен самостоятельно. В то же время в правительственном законопроекте заложена другая идея: кандидатуры министров иностранных дел и обороны должны определяться парламентской коалицией, а роль Президента в процессе назначения сводится лишь к декорации, а именно внесении предложенных коалицией кандидатур для окончательного утверждения в ВР.

Еще одно принципиальное отличие между президентским и правительственными проектами закона о Кабинете Министров — процедура подготовки законопроектов, которые гарант Конституции вносит на рассмотрение парламента. Глава государства считает, что правовую экспертизу таких законопроектов нужно проводить в недрах Секретариата. Суть же правительственной позиции сводится к тому, что соответствующая экспертиза должна проводиться Кабинетом Министров.

В президентском варианте министерской «Библии» предусматривается восстановление института государственных секретарей. В проекте предлагается, чтобы госсекретари руководили всей текущей работой министерств и правительства. А назначаться на свои должности они должны главой государства. Члены же правительства выступают категорически против возрождения уже призабытой институции.

Очевидно, что в существующем виде президентский проект парламентским большинством однозначно не будет поддержан. Правительственный же проект не менее однозначно получит поддержку необходимых 226 депутатов, но в нынешнем варианте ни при каких обстоятельствах не будет подписан главой государства.

Так что, судя по всему, многострадальный закон о Кабинете Министров, проекты которого в свое время целых восемь раз ветировал тогдашний президент Леонид Кучма, и на этот раз будет зарублен на корню. Впрочем, перспектива, пусть и туманная, но все же есть. Если представителям Секретариата Президента и правительства удастся сгладить наиболее острые углы обеих проектов, тогда принятие компромиссного варианта закона не выглядит таким уж бесперспективным.

Однако нынче возможности нахождения консенсуса в столь болезненном для обеих сторон вопросе выглядят весьма призрачно. Ведь трудно представить, как радуется, скажем, Виктор Янукович от идеи введения должностей «президентских» госсекретарей, которые де-факто будут подменять коалиционных членов правительства. В свою очередь, глава государства тоже настойчиво демонстрирует свое нежелание обточить острые углы в своем проекте. В принципе, Виктора Андреевича можно понять: в условиях парламентско-президентской модели правления роль гаранта Конституции существенно теряет в весе. А если же Виктор Ющенко «сломается» и уступит по наиболее принципиальным вопросам своего проекта закона о «Кабинете Министров», — это значит, что он окончательно сдаст и без того не мощные рычаги влияния на исполнительную власть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать