Ориентир — валютная стабильность
Уверенность в таком курсе обеспечивается Украине итогами операций на внешних рынкахЗавершила свою работу в Украине очередная миссия экспертов Международного валютного фонда, проводившая мониторинг планов развития отечественной экономики и переговоры с соответствующими украинскими ведомствами. Об итогах деятельности экспертов этой влиятельнейшей международной финансовой организации и о поднятых ими проблемах «День» беседовал с участником переговоров, руководителем группы советников главы Национального банка Украины Валерием ЛИТВИЦКИМ.
— Обычно МВФ предъявляет «подследственной» стране определенные требования...
— Действительно, в Украине международные финансовые организации с периодичностью смены сезонов поднимают вопрос о таргетировании (установлении целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредитовании) инфляции и о большей гибкости обменного курса национальной валюты. У Нацбанка есть свое понимание этих проблем. Но мы едины с Фондом в том, что речь идет о радикальной смене парадигмы денежно-кредитной политики. Однако это требует времени. Ведь нужны изменения в законах, нормативных актах, даже в Конституции. Речь идет и о создании новых рыночных институтов монетарного регулирования. Как минимум, нужно поднять до уровня развитых рыночных экономик и те наши институты, которые сегодня еще далеки от уровня таких стран, для которых инфляционная цель является главным ориентиром монетарной политики, а тем более тех, которые отказались от курсового якоря. Как говорит председатель Нацбанка Украины Владимир Стельмах, необходимо иметь «хорошо вспаханное поле». Это и законы, и фондовый рынок, и развитые товарные отношения в аграрном секторе, (в том числе земельные). Нужна подобающая инфраструктура для финансовых операций, необходимо демонополизировать услуги естественных монополий, разработать более ровную, сбалансированную и хорошо предсказуемую фискальную и бюджетную политику и т.п. Кроме того, для такой уникальной по уровню открытости экономики, какой (в сравнении со странами, которые ввели таргетирование инфляции) является Украина, хорошо бы располагать инструментами превентивной реакции на внешние шоки. Ведь наша хозяйственная система создавалась с ориентацией на тесные межреспубликанские связи в бывшем СССР. Кроме того, необходимы и серьезные сдвиги в структуре экономики, структуре собственности и всей совокупности институциональных отношений. Нужен новый уровень статистической службы, в т.ч. ее независимости.
— Какой же вывод из этого вашего ответа «чемберленам»? Что будет с курсом национальной валюты?
— Даже в следующем году мы еще не готовы допустить резкое, не оптимальное отклонение от текущего уровня колебаний курса. Действующий коридор, думаю, в основном комфортен. Его расширение не является ближайшей, краткосрочной задачей. В то же время могу предсказать, что валютная либерализация все же будет осуществляться. Но делать это мы будем оптимально прогрессирующими темпами.
— А не сократятся ли в Украине темпы наращивания кредитных портфелей, что также вызывает беспокойство МВФ?
— Мы также видим риски экспансии валютного кредитования. Это, по мнению главы Нацбанка Украины, сегодня самый серьезный потенциальный риск для финансовой стабильности и не только в банковском секторе. Поэтому мы не допустим материализации этого риска. Ответ будет дан преимущественно рыночный. Но важны и инструменты организации, надзора над тем, как банками трактуется законодательство, регулирующее этот вид кредитования. И главное — как исполняются законы. Впрочем, не следует забывать и о необходимости их совершенствования.
— Анализировали ли эксперты МВФ также и показатели, характеризующие внешнеторговые связи Украины. Еще недавно для нашей страны было характерно существенное превышение темпов роста импорта по сравнению с развитием экспорта, который, как известно, составляет 60% отечественного ВВП. Не считают ли наши гости, что такое развитие событий чревато кризисными явлениями в финансовой системе?
— Международный валютный фонд и украинское правительство несколько по-разному оценивают тенденции движения торгового баланса и текущего счета платежного баланса в следующем году. Выводы экспертов более сдержаны — они считают, что торговый баланс будет сведен с определенным дефицитом. Правительство, естественно, видит перспективу более оптимистично, надеясь иметь небольшой профицит.
Лично я бы предпочел более консервативный вариант развития событий. Тем не менее многое, как обычно, прояснится в начале второго квартала. Если в это время котировки на металлы консолидируются на нынешнем уровне, а цены на энергоносители повторят годовые минимумы этого года, то возможна и позитивизация сальдо текущего счета и даже легкий торговый профицит. Это, в свою очередь, зависит от того, что «сделают» со своим ростом Китай, Индия, Япония, Россия. И удастся ли «мягкая посадка» американской экономике. Сможет ли она избежать более серьезного замедления и поддержит ли глобальный агрегированный спрос.
Но, думаю, что в следующем году активный прирост иностранных прямых инвестиций в нашу страну может открыть путь к тому, чтобы по итогам года иметь позитивное сальдо сводного платежного баланса. Это поможет сохранять стабильность национальной валюты и позволит ощутимо снизить инфляционное давление в экономике.
— Вы говорите о прогнозах во внешнеторговой деятельности на 2007 год, но очевидно, что они должны опираться на показатели этого года. Зафиксированы ли положительные изменения в этой сфере?
— Платежная позиция Украины ныне существенно укрепилась (дефицит счета финансовых операций в сентябре уменьшился в 4,6 раза). Это случилось не столько за счет дополнительного притока иностранных прямых инвестиций (7 млн.), сколько в связи с увеличением на ,6 млрд. негарантированных кредитов, долговых и ценных бумаг. В результате произошло снижение отрицательного сальдо финансового счета на 0 млн., что значительно «перекрыло» его увеличение на 0 млн. по текущему счету. Итак, дефицит сводного баланса за 9 месяцев составил лишь 3 миллиона. Он уменьшился почти в 5 раз в сравнении с первым кварталом. По моими расчетам, дефицит сводного баланса составляет сейчас лишь 0,6% ВВП в сравнении с 12% в первом квартале (3 млн. против ,8 млрд.).
— Что же произошло?
— Рост экспорта товаров и услуг обновил годовой максимум и впервые с начала года его кумулятивная динамика находилась в двузначном измерении (11,1%). В сентябре, как и в августе, экспорт рос гораздо быстрее, чем импорт. И все же превосходящие темпы роста импорта в кумулятивном измерении сохраняются. Вместе с тем, отставание динамики экспорта уменьшилось, хотя именно в сентябре состоялось важное наращивание стоимостных объемов импорта энергоресурсов.
— И какой вывод мы можем из этого сделать?
— Он состоит в том, что текущий счет в сентябре испытал контраверсийное давление. Рост ВВП и сбережений ускорился, но был «нейтрализован» сезонным наращиванием импорта энергоносителей, ощутимым экспортным «оттоком» доходов на иностранные инвестиции предшествующих лет. Вместе с тем, главное событие — это выход сводного платежного баланса на минимальный уровень дефицитности (0,6% ВВП). В результате на старт последнего квартала Украина вышла с официальными валютными резервами, которых вполне достаточно для ведения международных расчетов — обеспечено финансирование импорта товаров и услуг в течение четырех будущих месяцев. Резервов также вполне достаточно для проведения эффективного интервентного регулирования валютного рынка — уже с 12 октября сальдо общего баланса чистых инвестиций является положительным (впервые с начала года). Наши резервы могут быть также стабильным источником финансирования незначительного дефицита платежного баланса. Как и год тому назад валютные резервы Нацбанка превышают монетарную базу и прямой государственный внешний долг, а валовая валютная позиция страны уже меньше уступает объему валового внешнего долга страны ( млрд. против млрд.). Резервные активы Нацбанка все еще достаточны для того, чтобы отрицательное сальдо платежного баланса в случае необходимости покрывалось путем их незначительного уменьшения, не прибегая к девальвации обменного курса гривни.
— То есть вы отмечаете положительные тенденции в развитии экономики?
— В этом году, когда фиксируется ускорение экономического роста, Украина выступает чистым импортером иностранного капитала. Наше государство все еще предоставляет меньше факторов производства экономикам других стран, чем получает от них (это не касается транзитных услуг). Но ориентир, который дает состояние платежного баланса в сентябре, нужно читать так: нет оснований считать действующий обменный курс неуравновешенным и требующим большой коррекции.
Выпуск газеты №:
№184, (2006)Section
Экономика