Перейти к основному содержанию

«Мария-2006» посадила сад

На сцене — только женщины
12 октября, 00:00
СПЕКТАКЛЕМ «САРРА БЕРНАР — ВОПРЕКИ ВСЕМУ» ОТКРЫВАЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ «МАРИЯ-2006». СЛЕВА НАПРАВО: ХУДОЖНИК ТАТЬЯНА СОЛОВЬЕВА, АКТРИСА ЛАРИСА КАДЫРОВА И РЕЖИССЕР ЗБИГНЕВ ХШАНОВСКИЙ (ПОЛЬША) / ФОТО ПРЕСС-КИТ

В начале 70-х на сцене Театра им. М. Заньковецкой состоялась премьера драмы Ивана Рябокляча «Мария Заньковецкая» (режиссер А. Рипко) с Ларисой Кадыровой в главной роли. Она стала знаковой в творческой биографии актрисы, творческой визиткой театра в течение двух десятилетий. В истории национальной сцены феномен Заньковецкой до сих пор окутан легендами. Ее способность трансформировать этнографически-бытовые спектакли украинского театра корифеев до вершин трагедии — малоисследованное явление в психологии творчества, загадка и магия сценического искусства. Именно поэтому притягательность фигуры Заньковецкой концентрирует вокруг себя внимание мастеров европейского и мирового театра, в частности, авторов моноспектаклей, становящихся участниками киевского фестиваля «Мария», который уже третий раз проходил на столичной сцене Театра им. И. Франко.

Международный фестиваль монодрам женщин-актрис «Мария» был посвящен и организован по случаю 150-летия со дня рождения первой народной артистки Украины Марии Заньковецкой. Автор концепции и инициатор проведения этого феста — Лариса Кадырова. В течение недели на сцене в фойе Театра им. И. Франко показывали свои спектакли актрисы из Украины, Польши, Германии, Италии, России, Беларуси, Австралии. Работа форума завершилась круглым столом «Современные измерения актерского мастерства», посвященном проблемам монотеатра. Также авторы книг М. Хорунжий и М. Игнатюк (Ивано-Франковск) презентовали новые издания: «Садовський садить сад — з Марією і без...», выпущенное к 150-летнему юбилею Николая Садовского, и «На кону вічності» (в соавторстве М. Игнатюком и М. Сулятицким).

Театр одного актера вызывает неоднозначные ассоциации. С одной стороны, — сочувствие к творчески нереализованным в полной мере драматическим актерам, которые вынужденно выбирают вид монотеатра как максимально-независимую (насколько это возможно в данной профессии) форму защиты от административно- режиссерской невостребованности. С другой — увлечение личностями-одиночками, обладающими профессиональным мужеством и талантом «атаковать» зрительский зал своей энергетикой (к таким принадлежит и Михаил Мельник из театра «Крик» в Днепропетровске), удерживать его внимание собственной харизмой.

По приглашению в Киев приезжают признанные у себя на родине мастера сцены: Ирэна Юн из Варшавы и Наталья Половинка из Львова, Мария Захаревич и Наталья Айда из Минска (Театр им. Янки Купалы) — в прошлом году; в этом — Барбара Дзекан из Варшавы, Галина Дзягилева из Минского театра «Зьнич» («Факел»), Иоланта Козак-Зутович (Германия, театр «Ex — Re»), Наталья Заякина (Москва, Театр им. Ленкома). Профессионализм актрис разных культур, ментальностей, сценического опыта проявляется в их умении оперировать монологом в формах его разновидности (по М. Битяновой): императива (открытого побуждения, приказа, требования) и манипуляции (монологическое общение). «Мария- 2006» продемонстрировала ярко выраженную тенденцию к доминированию в сценической практике упомянутых актрис диалога: с залом, воображаемым оппонентом, собой, что облегчает особенность зрительского восприятия, но усложняет работу актрис, демонстрируя их высокую планку сценической культуры.

Проблематику выбора драматургии (сознательно или спонтанно?) спектаклей фестиваля и тон разговора со зрителем (доверчивый, исповедальный) задают «Марии» его спектакли. В 2005 г. это «Приданное любви» по Г. Маркесу (Театр им. И. Франко, Л. Кадырова), «Не я», «Колыбельная» С. Беккета (Варшава, Ирэна Юн), египетская актриса Нора Амин в спектакле «Араб» и др., которые в высокохудожественном и сложном драматургическом материале апеллировали к не присутствующему на сцене (воображаемому) оппоненту, виновнику их неосуществимых желаний: когда-то любимому, а сейчас — ненавистному «разрушителю — узурпатору» (в подтексте читаем: режиссеру, партнеру, продюсеру, директору, возможны варианты...).

Этот год кардинально изменил настроение и общий тон его участниц. Лозунгом фестиваля монодрам «Мария-2006» стал гимн самодостаточной женщине-автору, хранительнице, актрисе. Она представила зрителю все преимущества (и недостатки собственного я), все свое величие и осознанные ею слабости (именно в них, как известно, сила женщины). Главное — не бояться быть собой, вопреки всему! — утверждает Лариса Кадырова в спектакле «Сарра Бернар — вопреки всему» (сценическая композиция по воспоминаниям, письмам Сарры Бернар. Режиссер — Збигнев Хшановский). «Не бойтесь!» — словно медиум, обращается к зрителю следующая участница фестиваля Барбара Дзекан (Варшава, Польша), непревзойденная в проявлении различных 17 ипостасей женщины: монахини, развратницы, матери, сестры (она же — автор постановки и исполнительница). Ее спектакль «Театр — это женщина» — карнавал профессионализма (вокал, пластика, культура сценического слова, энергетика, господство над залом), бесспорное доказательство монотеатра как высшего проявления профессионализма.

Наталья Заякина (Москва, Театр им. Ленкома) показала в своем «Неприкосновенном запасе» (Режиссер — О. Сучков, музыка Й. Гайдна, аранжировка К. Ежова) другую сторону медали: философию искусства с точки зрения театральной уборщицы, высказанную ею миру сквозь щель подсобки техработницы. «Профессиональный инструментарий» сценической героини — швабра, ведро, тряпка, черный халат-роба; идеологический фундамент — любовь к искусству (послушайте ее анализ произведений И. Гайдна — С. Бэлза выглядит на ее фоне просто абитуриентом!). «Кульминацией» спектакля является виртуозный стриптиз-танец с элегантным «обнажением» натуры в... белоснежных панталонах до колен и майке «наглухо». Спектакль состоит из ряда реприз в жанре капустника (любимого вида творчества актеров).

Как выглядели жанры средневекового религиозного театра с его полулитургийной драмой, моралите, мираклями, представить современному зрителю очень трудно. Возродить латиноязычный театр в Европе взялась немецкая актриса (польского происхождения) Иоланта Козак-Зутович. Вместе с режиссером Леонидом Зутовичем актриса показала «Апокалипсис» по произведениям первой немецкой поэтессы, монахини и драматурга христианской эпохи Розвицы фон Гандерсхайм (935—970 гг.). Монодрама театра «Ex-Re», созданная по стихам о видениях Иоанна, которые Розвица написала под влиянием 14 фресок. Актриса действует в пространстве, зажатом между двух колонн (интерьер сцены в фойе Театра им. И. Франко), в тусклом свете единственного луча, освещающего только лицо И. Козак-Зутович. Героиня «закутана» в наряд монахини, скрывающий ее тело, на ногах — тяжелые, словно кандалы, «котурни». Пластика птицы, крыльями стремящейся пробить каменные стены, голос — раненого зверя, удары ног — словно молот, разрушающий скалу... Не зная языка (все спектакли идут на языке оригинала, без перевода — это основополагающий принцип для «Марии»), зритель энергично окунается в магический водоворот поединка жизни — существования, мрака — света, духа — бездуховности, в котором побеждает дух. При минимальном мизансценировании, специально созданном режиссером, актриса «прорывает» зал своей мощной энергетикой, точным распределением этапов «жизни человеческой» от повиновения — к победе духа своей сценической героини, виртуозной актерской техникой.

На полутонах музыки волн, пластики женщины-русалки, которая стремится жить в море, но любить, как у людей, построен спектакль-импрессия, спектакль-рефлексия Иоланты Юшкевич (Австралия, театр «Кропка». Режиссер Кейт Гоул). В основе текста — произведение Г. Ибсена «Женщина из моря». Недосказанность текста, незавершенность жеста, раздвоение души женщины русалки в основе легенды и в природе сценического существования актрисы.

Итальянка Сони Антинори создала моноспектакль «Глаза, смотрящие в небеса» (руководитель постановки Гейдрун Калетш) об истории острова Пасхи: от XVII века — до наших дней в эпизодах его посетителей. Перед нами, словно в калейдоскопе, проходят лица и характеры мореплавателей, власть имущих, современных туристов Пасхи.

Белорусская актерская школа прошлого и в этот раз для меня лично стала самым ярким театральным впечатлением. Если добавить, что актриса Галина Дзягилева (театр «Зьнич», Минск) предложила украинскому зрителю белорусский моноспектакль по произведениям Лины Костенко «Маруся Чурай» (перевод Нины Матяш, с исполнением «вживую» украинских песен, музыка О. Залетнея, сценография и костюмы О. Грицаевой), зрительский интерес «подогревался» многими факторами. Как будут звучать стихи Лины Костенко в переводе? Как эпическое произведение может сыграть одна актриса? Как воспроизвести на камерной сцене одной актрисе народ, массовые сцены, характеры Гриця, судей, свидетелей, Бобренчиху? Можно! — убедили нас белорусские мастера. Все персонажи оживают как живые в исполнении Г. Дзягилевой: и влюбленная и разочарованная Маруся, и растерянный и неудержимый Гриць, и «правдивые свидетели» преступления: каждый со своим «психологическим жестом» (по Чехову), точным отбором (до единого, наиболее характерного) нюансом голоса, паузы, размышления. А когда невмоготу зрителю болеть за Марусю, удивительная музыка-фон, музыка-настроение, музыка-душа поэзии Олега Залетнея дополнит и поможет актрисе. Воистину, такому «коллективу» в составе этих мастеров под силу и Толстовский «Война и мир»!

Завершалась работа круглым столом «Современные измерения актерского мастерства». Он не имел научно-аналитического характера (как в прошлом году), скорее всего поминал круг друзей, единомышленников. Фестиваль «Мария» — реперезентативный. Все его участницы награждались памятной «золотой каплей» в виде Богоматери Марии. Возможно, следующий фестиваль, как заверили организаторы, посетят и гости фестиваля — мужчины — актеры монодрамы. Тогда сад будет сажать «Мария» не одна, а в прекрасном окружении. Дай Бог цветения этому саду!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать