Песни, которые не заказывала
Перед отпуском уставший человек склонен слышать только свои фантазии и даже, читая договор перед турпоездкой, подписывает его механически, по давней нашей привычке: там разберемся. Впрочем, если изучать его внимательно, тоже ничего особенного не заметишь — все формулировки изящно гибки, все недомолвки упрятаны под плотный «грим» умело составленных фраз. И только потом понимаешь, что слово «ночлег» вовсе не означает «ужин», а достаточно пристойный номер не всегда гарантирует тишину вокруг гостиницы; что некоторые необязательные экскурсии ты оплатил как бы механически, а те, о которых мечтал, требуют дополнительной оплаты. С этим сталкиваются почти все. Раньше мне казалось — плохо выбирают посредника, непредвиденные сюрпризы случаются со случайными, рожденными для забегов на короткие дистанции агентствами. Потому, давно болея Хорватией и Черногорией, тщательно подготовилась, изучила рынок предложений и остановилась на агентстве, позиционирующем себя как солидную фирму, к тому же занявшем чуть ли не главное призовое место среди подобных, осуществляющих автобусные пассажирские перевозки. Выбрала автобус впервые — казалось, что такие сочные страны никогда не постигнешь, лежа только на пляже, не задохнешься от неуемной, как бы не для каждого дня, красоты гор, бухт и заливов дивного моря, не подзарядишься от безудержной силы водопадов, Плитвицких озер, не почувствуешь себя совсем юным в вечном Дубровнике, не подпитаешься мощью пальм и старых платанов... К тому же, автобус еврокласса — прочитала в договоре и услышала подтверждение менеджера.
В нашем автобусе еврокласс был только у водителя Бояна и, пожалуй, у кондиционера. Потом поняла, что первое и есть самое основное. Туалет — условен, даже в голову не приходило воспользоваться им. Потому в памяти остался своеобразный рефрен — слова нашего гида, симпатичной студентки Ани, которая очень старалась и постоянно волновалась, так как все шишки недовольных сыпались на нее. Звучал он прозаично. Аня громко объявляла: бесплатный туалет! И нужно не нужно — все бежали, иногда впрок. Новая кофеварочная установка в автобусе была, но хозяин не сумел ее включить, потому обошлись без любимого наркотика. Не все туристы понимали: в современном автобусе не стоит что-либо открывать силой и сломали на остановке, когда кондиционер не работал, верхнюю вентиляцию. Через несколько дней именно за это нас наказали 3-х часовой петлей, не входящей в маршрут. И это при том, что за 16 дней проехали 3 тысячи километров (плюс 1800 — поездом) и каждый лишний час добавлял усталость.
Перед отъездом, помню, словоохотливая, с лукавыми глазами дамочка Елена — менеджер по этим странам, ворковала: «Какие, мол, там расстояния, ведь все рядом, а ночью всегда обеспечен отдых в хороших гостиницах». Проверив на себе, скажу: проехав часов десять, уставшие, иногда засыпали вовсе без ужина, едва приняв душ. Правда, полотенца были белоснежными и душистыми. Всегда. Поверьте очевидцу — нужно оценивать свои возможности, отправляясь в такой тур. У некоторых от перегрузок быстро портился характер, и они начинали пить кровь из представителя турагентства и всей группы. Но теперь начну с другого конца: если вы выносливы, закалены командировками, здоровье позволяет и не трусливы — то ничто, никакие запланированные хитрости агентства по выжиманию, подчас мелочной своей выгоды за счет доверчивых клиентов не помешают буквально обалдеть от буйства пейзажей пролетающих под колесами (ведь основной путь высоко в горах, по серпантину над каньоном рек Тара и Морага на высоте 1015 метров). Оказывается, это второй по высоте каньон в Европе и третий в мире, объяснил гид. Дорога серпантинит так стремительно, с одной стороны скалы, состоящие из отдельных глыб, и постоянные надписи: «Осторожно, камнепад!», с другой — пропасть. Причем, если камнепад случится, увильнуть вряд ли удастся — некуда попросту. В автобусе многие громко смеялись, скорее нервно- паралитическим смехом, но кто не боялся, — еще раз скажу, водитель был отменный — тот за 10 часов поездки по такой экзотике и с камерой успел поработать, и, что было трудней на скорости, — схватить кадр аппаратом. Мне повезло — страха не было — слишком уставшей отправилась в эту поездку и потому скажу: это невероятно сочно, остро, необычно и бесшабашно, ибо в некоторых местах дорога просела (было отмечено знаком), но наш Боян сумел ловко объехать опасный участок. Могла бы многое добавить: вспомнить последнюю перед отъездом ночь в Белграде, где гостиничная сантехника имела столь отзывчивый характер, что стоило где-то включить кран или слив, моментально начинали дрожать все стены и ревели все трубы. Мы ранним утром, еще до завтрака, убежали из отеля — от такой ночи надо было спасаться. Впрочем, не впервые. В Черногории в Бечичи был весьма достойный номер с большим, как я назвала, итальянским балконом, с дивным видом и на море, и на пальмы, и на тесную застройку вилл. Влюбилась сразу, но в 11 вечера начали распеваться мальчики в ресторане, находившимся где-то недалеко от балкона. Потом всю ночь в фольклорном ресторане пели молодые голоса, звучали чудные мелодии. В первую ночь — наслаждалась. Но, проведя пять ночей в Бечичи, иногда хотелось, как ни странно, ночью спать — пришлось привыкнуть к репертуару, выучить его наизусть и отсыпаться на пляже днем или у чудесного бассейна при гостинице. Один раз, не выдержав, оказалась в 5.15 утра на пляже — и застала и луну, которая еще чувствовала себя главной ночной женщиной, и солнце, уже начинающее щекотать своими лучами спину горы.
Если вы думаете, что в памяти осталась эта муть, рожденная безразличием и самоуверенностью организующей стороны, — ошибаетесь. Первые два дня после приезда звонила в турагентство, чтобы сказать кое-что не очень приятное, но с Еленой не соединили. Рассудили правильно — остынут и забудут. Так оно и есть, потому что страны безумно красивы своей необычностью, захватывают врасплох, вытесняя все неурядицы. Инстинкт подсказывал — надо стремительно подпитываться в таких эрогенных зонах Земли, пьянеть от аромата лаванды, медитировать, глядя на лысые скалы Хорватии и зеленые — Черногории. Превосходно, невероятно щедро, с вином в неограниченном количестве, изысканными морепродуктами. Страны Адриатики, чувствуется, очень стараются, ждут гостей, много работают над тем, чтобы было комфортно, не всегда зная, что посредники своими недомолвками, откровенной мелочностью могут только повредить нарастающему потоку туристов.
И все же осталось впечатление просто феерическое, не считая, конечно, услуг киевского агентства, название которого созвучно с ним только в корне. Впрочем, проявив пленки, я о них забыла.
Ведь увезла с собой увиденный рай и, как каждый турист, новую себя.
Я пою твои песни, Хорватия— Черногория!
Выпуск газеты №:
№124, (2006)Section
Общество