Праздники Пятидесятницы
На этой неделе православные и греко-католики отмечают два великих праздника христианства — Троицу и Духов день (Сошествие Святого Духа на апостолов)![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060607/493-6-1.jpg)
Что такое Троица? Христианское богословие утверждает, что единый истинный Бог имеет три ипостаси — Бога-Отца, Бога- Сына и Бога-Духа Святого. Это и есть божественная Троица, о которой говорится в Символе веры христианина. Догмат о Троице весьма труден для понимания — даже церковь считает Троицу «большой неисповедимой тайной», которая постигается не логикой, а только верой. Отец Павел Флоренский называл этот догмат «крестом для человеческой мысли. Для того чтобы принять его, греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения».
Для объяснения пресвятой Троицы многие богословы прибегали к различным аналогиям из окружающего нас мира природы. Так один из отцов церкви св. Василий Великий (IV ст.) самой совершенной из аналогий считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен. В этой многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Мы ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. А в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый цвет. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Украшение зелеными ветвями храмов и домов в эти дни является воспоминанием о библейской священной дубраве Мамврийской, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (именно этот сюжет изображен Андреем Рублевым в его «Троице»). Богословы предполагают, что зеленью была убрана также Сионская горница в Иерусалиме, где Дух Святой сошел на апостолов.
В Деяниях апостолов рассказывается, что «когда наступил день Пятидесятницы, все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Вдруг сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где сидели они. И явились огненные языки раздельные и почили на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали». А потом пошли по всему свету, проповедуя учение Иисуса на различных языках и привлекая к церкви много людей всех национальностей. В честь этого и прославляется Духов день. (Его можно также считать праздником полиглотов.)
Оба праздника начинают отмечать на 50-й день после Пасхи, поэтому их называют еще Пятидесятницей. Она издавна считается также днем рождения Христовой Церкви, созданной не человеческими усилиями, а Божественной благодатью. В IV веке св. Василием Великим были составлены специальные молитвы для этого праздника — молитвы «коленопреклонные», которые и сегодня читаются на праздничной вечерне.
В дни Пятидесятницы христиане вспоминают также одно важное в истории христианской церкви событие — Первый Вселенский Собор, который состоялся в далеком 325 году. Как известно, Вселенские Соборы (есть семь Вселенских Соборов, признанных большинством христиан) в течение нескольких столетий выполняли очень важную церковную функцию — формулировали положения и правила христианской веры и старались сделать эти положения общехристианскими. До эпохи Соборов отдельные церкви имели свои кредо, своих святых, свои тексты Евангелий, а также правила церковной жизни. Даже великие христианские праздники отдельные церкви отмечали в разное время. (Отметим, что достигнуть в христианстве — как и во всех других великих религиях — полной унификации вероисповедания так и не удалось, о чем ярко свидетельствует современное многообразие вероисповедных практик.)
Созыв Первого Вселенского Собора стал возможным после легализации христианства в Римской империи — легализации, которую осуществил император Константин Великий в 313 году своим известным Миланским эдиктом. С этого времени в пределах Римской империи христиане имели полную свободу исповедовать свою веру, хотя государственной религией христианство тогда еще не стало. Драматическим исключением было время царствования Юлиана-Отступника (в том же IV столетии), когда была сделана попытка полной реанимации языческих культов.
Первый Собор состоялся не в Риме (императоры того времени не любили Вечный город) и не в Константинополе — его еще не было, а в городе Никее (сегодня это город Изник в Турции). Инициаторами Собора были не христианские епископы, как, казалось бы, должно было быть, а император Константин (Константин Великий), который всячески содействовал распространению христианства. Сам он, впрочем, христианства не принял и оставался верным своим языческим богам. Для созыва Собора у императора было достаточно политических оснований — христианскую церковь того времени разрывали непримиримые теологические споры, в частности, относительно сущности природы Иисуса Христа, что плохо отражалось на состоянии общества, а главное — волновало армию. Поэтому Собор был для императора практическим «делом мира» ради успокоения враждующих сторон. Сначала он надеялся разрешить все конфликты «келейно», на уровне бесед с влиятельными епископами, но даже могущественному императору это не удалось. Поэтому, как пишет современник событий Евсевий, «царь созвал Вселенский Собор почтительными грамотами, приглашая епископов всех стран возможно скорее прибыть в Никею». На Собор были приглашены не только епископы Римской империи, но также архиереи из других стран — из Персии и Скифии. Всего съехалось в Никею 318 отцов (историки приводят и другие цифры). Это был цвет христианства, которое к тому времени существовало уже почти 300 лет. Среди участников Собора было много ученых, очень образованных богословов, но присутствовали также и совсем безграмотные люди.
В центре ожесточенных дискуссий было учение пресвитера Ария из Александрии касательно истинной природы Христа. Арий считал, что Иисус Христос не равен и не единосущен Отцу — по своей природе он является вторичным и не предвечным, т.е. рожденным и сотворенным в какой- то момент времени. Иными словами, Иисус был определен Арием как «тварь» (от слова «творить»).
Таким образом, учения Ария принижало роль Христа в составе Божественной Троицы. Ведь если Сын Божий является пусть совершенным, но творением, то между человеком и Богом существует огромная непроходимая пропасть. И большинство теоретиков церкви доказывало, что Христос соединил в себе божественную и человеческую природу и так исцелил последнюю от греховного повреждения. Причиной же заблуждений Ария, по мнению участников Собора, было неверное понимание вечности, которую тот представлял как бесконечную протяженность во времени. Тогда как православное вероучение утверждает, что вечность находится вне мира и вне времени. И поэтому рождение Сына Божьего — вечно и безначально. Вокруг этих метафизических проблем, «которые не подлежат чувствам человека, а одному только умствованию», и велись ожесточенные дебаты на Первом Вселенском.
Собор начал свою работу 20 мая 325 года, а император Константин прибыл на его заседания 14 июня. Он пригласил всех участников во внутренние залы дворца и внимательно и не без удовольствия выслушал хвалебную речь одного из епископов в свою честь. С этого дня император руководил Собором, наблюдая за ходом прений и корректируя их. Историки церкви утверждают, что только благодаря императору была решена сложная проблема сущности Христа: Собор принял догмат о том, что Сын Божий есть единосущий с Богом Отцом, и осудил александрийского пресвитера Ария. На этом фундаменте отцы Собора сформулировали и утвердили первую часть Никео-Цареградского Символа веры, в котором, как известно, утверждается: «Верую во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша». Стоит отметить, что именно в полемике с арианством были сформулированы те положения христианской веры, которые составили Символ веры, исповедуемый и сегодня.
Сразу после закрытия Собора Константин праздновал 20-летие своего царствования; на торжества были приглашены все соборные отцы, подписавшие принятую формулу. Выступая с тронной речью, император среди прочего сказал: «Вы — епископы внутренних дел Церкви, а я — поставленный от Бога епископ внешних дел». (Это было начало так называемого цезарпапизма — с того времени и до наших дней православными церквами фактически управляли светские люди — императоры и цари.)
Первый Вселенский Собор, однако, с арианской ересью не покончил. Спустя некоторое время последователи Ария («употребив ложь и лукавство», как пишут их враги) через сестру императора добились большого влияния при дворе. Арий был возвращен из ссылки и должен был быть восстановлен в священническом сане. Более того, к теологии Ария начал склоняться сам император Константин Великий и многие влиятельные христиане империи. Но как раз тогда, когда весы склонились в сторону Ария, он, старый и изможденный жестокой догматической борьбой человек, умер, не дождавшись полной реабилитации. Однако учение его еще длительное время волновало умы и раскалывало христианство; в споры об «арианской ереси» были вовлечены все церкви — как Восточные, так и Западные. Назидательным есть то, что жесточайшие разногласия часто возникали только из-за отсутствия общепринятой терминологии — очень много времени уходило в «споры о словах». Императоры, которые следовали за Константином Великим, например, Констанций, принимали то одну, то другую сторону, также пытались прекратить церковные споры любой ценой, не останавливаясь даже перед насилием.
Остается только напомнить, что полный текст христианского Символа веры был сформулирован на Втором Вселенском Соборе, который состоялся в Константинополе в 381 году во время царствования императора Феодосия Великого. За всю дальнейшую историю христианства в Символ веры было внесено только одно изменение. В IХ столетии, после нескольких веков богословских споров между Востоком и Западом, Римская кафедра добавила в Символ веры слово «филиокве» (латинское «filioque»), что в переводе означает «и от Сына». Тем самым католики признают, что Дух Святой исходит не только от Отца, но «и от Сына», т.е. Иисуса Христа. Это латинское слово из восьми букв привело к расколу христианства на Западную и Восточные церкви, который существует и сегодня.
Выпуск газеты №:
№93, (2006)Section
Общество