Перейти к основному содержанию

Обувная конкуренция

Украинские производители не выдерживают китайского демпинга
19 мая, 19:26
РЕАЛЬНОСТЬ ЦЕН КИТАЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ УКРАИНСКИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ НЕ ВОЛНУЕТ: С ПРИЛАВКОВ СМЕТАЕТСЯ ВСЕ, ЧТО ПОДЕШЕВЛЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

От чего страдают местные бюджеты? Почему малый и средний бизнес до сих пор не стал решающим фактором их наполнения? Об этих и других проблемах речь шла на совещании, проведенном на этой неделе Киевским облсоветом при участии городского главы Броваров Виктора Антоненко и его заместителей.

Антоненко, из-за отсутствия времени, не приводил много конкретных примеров, но как не сказать о частном предприятии «Капитон». Ведь скоро этот отечественный производитель может прекратить свое существование. После длительной судебной тяжбы с налоговой администрацией обувщики фактически остались без сапог. Проиграли 30 тысяч долларов. «Китай дороже нашему правительству, чем свои производителя», — сказали «Дню» по этому поводу в горсовете.

Итак, после 15 лет работы на рынке обуви, «Капитон» сворачивает производство. А было оно немалым. 8—10 тысяч пар в месяц, денежный оборот — $90—100 тысяч в неделю. Очевидно, что одни маленькие Бровары не могут одолеть огромный Китай, от которого стонет даже Европа. По иронии судьбы теперь предприятие будет ввозить в Украину... тот же китайский ширпотреб. На паре обуви наш производитель имеет в лучшем случае 15—20% прибыли. Если будет торговать китайским — рентабельность — от 100 процентов, а также меньше мороки с налогами и содержанием работников.

Однако, по данным горисполкома, в Броварах еще остались два десятка обувных предприятий. Звание обувной столицы таким образом еще не утрачено. Однако тенденция существует. Городская власть предпринимателей в меру своих возможностей поддерживает. Благодаря этому в начале 2005 года частное предприятие «Каман» (торговой марки «Caman» и «Mayar») ввело в эксплуатацию обувную фабрику на более чем 100 рабочих мест. А начинали 11 лет назад с одной швейной машинки, взятой в кредит. Тогда выпускали три пары мужской обуви в день, а сейчас несколько тысяч в месяц. Средняя зарплата рабочего в «Камане», как рассказал «Дню» директор предприятия Олег Потиенко, 600-700 гривен.

С рабочими кадрами в Броварах проблема, хотя это свидетельствует о том, что промышленность все-таки не лежит, а работает. В частности, здесь сосредоточено много обувных производств, и потому специалисты в дефиците. «На сегодня я мог бы увеличить производство на 20%, если бы у меня было достаточно квалифицированных рабочих, — говорит Потиенко. — Поэтому пытаемся заключать трехсторонние договора с техникумами: оплачиваем образование студента с обязательными отработками на предприятии в течение 2-3 лет».

Но самое большое препятствие бизнесу — налоговое давление. «Чем честнее мы пытаемся заплатить налоги, тем больше давление налоговиков, — говорит Потиенко. — При таком отношении к бизнесу — перспективы нерадужные». Молодой предприниматель признает, что за последние годы пресс «сверху» стал немного меньше, но все- таки недостаточно для того, чтобы свободно дышать.

Фирма «Каман» — исключительно украинский производитель. Именно здесь она закупает все комплектующие. Подошвы — в Запорожье и Львове. Кожа также на 80% украинского производства. Остальные 20% — из Италии. «Москва, — говорит он, — для нас особого интереса не представляет: уже через год-другой туда никто не будет возить обувь». «Ведем переговоры с итальянцами, американцами о поставках нашей обуви, — говорит Потиенко. — Итальянцы, конечно, являются законодателями мод, но и у нас есть позиции, которые могут их заинтересовать. Например, у нас есть обувь, сделанная методом «Идеал» (более комфортная, с новым для украинского рынка методом крепления. — Авт ) .

На обувном рынке Броваров — безумная конкуренция. Своих тоже хватает, но наибольшая угроза исходит от Китая. Даже Турция по сравнению с ним уже не является опасным конкурентом. Размах не тот... Тем более что в Турции — свой сегмент: преимущественно летняя обувь. Ранее китайские изделия стоили 300-400 гривен, а теперь заметно подешевели. Но Потиенко «берет» свою клиентуру оперативностью. «Мы, если заказ поступил в понедельник, к пятнице его обычно выполняем, — говорит он. — Я думаю, что украинская промышленность будет работать за счет четкости, высокого качества и широкого ассортимента».

Коллега Потиенко «по цеху», директор частного предприятия «Єдність», которое производит мужскую обувь под торговой маркой «Kepper Shoes», Олег Телегин, новую фабрику еще не построил. До сих пор арендует помещение. Но о подобном подвиге мечтает. Удастся ли ему накопить минимум полмиллиона долларов в условиях, когда китайские фуры бороздят просторы Украины — неизвестно. Хотя шансы есть. Городская власть в Броварах не просто благосклонно относится к бизнесу, но и во многом ему помогает. Во всяком случае, не мешает и даже пытается устранить бюрократические преграды.

Главной своей проблемой Телегин считает отсутствие поддержки со стороны государства. «Сейчас производство идет на спад, из-за большой конкуренции со стороны Китая», — констатирует Телегин. Он даже допускает, что большинство китайского товара поступает через ту же российскую границу и растаможивается в Украине по тридцать центов за пару. Т.е. завозят его по большей части не по таможенным правилам, и это убивает национального производителя.

«Єдність» на 90% ориентируется на отечественного потребителя. Остатки отправляет в Россию. Хотя, как признается Телегин, на Россию работать сейчас стало совсем невыгодно. Опять же есть проблемы с таможней. Но все же «Єдність» не сдается. Налаживает связи с дилерами в России, Молдове, Беларуси. Вздыхает: «По качеству наша обувь лучше, но при транспортировке ее цена очень повышается». Поэтому за границей наши нередко «отдыхают»...

Примечательно, что броварские обувщики сами разрабатывают весь модельный ряд. Следят за модными тенденциями. «Если раньше все работали в черном цвете, то сейчас народ стремится к многообразию». Выглядит довольно привлекательно. А берешь в руки — понимаешь, что не «выбили» еще из этой обуви всю дубовость. То ли от оборудования зависит, то ли цена полностью соответствует качеству, то ли мужские ботинки и туфли и должны быть такими? Телегин говорит, что взяться еще и за выпуск женской обуви ему не под силу. «Главная наша задача — выжить и заработать».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать