Перейти к основному содержанию

Певец украинской земли

Художник Николай Сакс, друг Гюго и Тургенева
24 марта, 20:14

80 лет назад, в декабре 1926 года, в эмиграции в немецком Цоппоте умирал Николай Эдуардович Сакс. Русская берлинская газета «Руль» откликнется 1 января 1927 года некрологом на его смерть: «Н. Э. Сакс был большой русский художник и редкой духовной красоты человек. Он отдавался искусству весь без остатка и работал, несмотря на свой 77-летний возраст, с юношеским увлечением до самого последнего дня своей жизни».

К сожалению, имя нашего земляка, уроженца Екатеринослава, жившего и трудившегося в Приднепровье вплоть до своего отъезда в эмиграцию, ныне незаслуженно забыто.

Тем временем полотна Н. Сакса пользовались огромным успехом в Парижском салоне и в Лондоне, где он выставлял исключительно картины, написанные им в Индии и на острове Цейлон. Николай Эдуардович был всесторонне образованным человеком и вращался в кругу лучших людей своей эпохи. Он был близким другом Тургенева и Гаршина, вел с ними переписку. Живя в Париже, дружил с Виктором Гюго. Украинский пейзажист Иван Похитонов, рано выехавший за границу, написал единственный портрет Николая Сакса, который тот хранил как лучшее вспоминание о своем друге.

За десять дней до своей смерти 19 декабря 1926 года, в Николаев день, художника Н. Сакса застали за работой — он писал Троицкий собор своего родного Новомосковска с наброска, сделанного им за 45 лет перед тем, он с увлечением и подробностями рассказывал об истории этого замечательного собора, построенного запорожцами. «Предчувствие смерти, видимо, потянуло его к этой последней работе, чтобы мыслями и всей душой уйти на родину, родные места, ибо болел он тоской по России, и желание его было умереть на родной земле», — читаем в некрологе в газете «Руль».

Давайте же вспомним незаслуженно забытого художника Николая Сакса. Родился он в Екатеринославе 13 марта 1849 года в семье медика Эдуарда Сакса. Отец умер, когда мальчику было всего полгода. Купеческий род Саксов, как установил исследователь Виктор Клейст, происходил из Германии. Саксы накрепко связали себя с украинской землей. Дед художника — немецкий купец Григорий Сакс — поселился в Кременецком уезде на Волыни. Отец художника Эдуард Григорьевич, лютеранского вероисповедания, родился в 1802 году, окончил курс наук медико-хирургического факультета Императорского королевского университета в Вене и по результатам экзамена в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии был в 1826 году удостоен звания лекаря. В том же году Эдуард (Эдвард) поступает на службу уездным врачом в Полтавскую губернию. В 1836 году отец художника назначается инспектором Екатеринославской врачебной управы. В следующем году он был удостоен Петербургской медико-хирургической академией звания медика-хирурга, а в 1842-м назначен инспектором Тобольской врачебной управы. В 1846-м Эдуард Сакс произведен в чин коллежского советника. Проживал в Екатеринославе.

Матерью художника была украинка Пульхерия Матвеевна Булгарчик (1809 — 1886), православного вероисповедания. В семье росло десять детей: София, Мария, Лидия, Валериан, Эраст, Владислав, Леонид, Александр, Владимир и Николай. Все они крещены в православной вере (отец, как мы помним, лютеранин). Таким образом, Николай был самым младшим в семье и, как оказалось впоследствии, самым талантливым. Саксы имели двухэтажный дом в центре Екатеринослава. И, казалось, ничто не предвещало беды. Но вдруг, в довольно нестаром возрасте, в октябре 1849 года умирает глава семьи, и мать остается с многочисленными детьми на руках.

Николай Сакс был не единственным в семье, кого отдали в науку в Екатеринославскую классическую мужскую гимназию. В 1863 году ее закончили двое его старших братьев. В 1869-м гимназию в Екатеринославе заканчивает и Николай Сакс. Вместе с ним училось немало интересных однокашников — братья Струковы, будущий губернатор Владимир Коленко, народовольцы Осип Аптекман и Соломон Кац (в будущем известный в Румынии писатель Константин Доброджяну-Геря). Одни стали защитниками режима, другие объявили ему войну... Так что еще в молодые годы окружение у Н. Сакса было весьма разношерстное. В следующем, 1870 году, ту же гимназию закончит племянник Николая Сакса Эдуард Бродский (1851 — 1919). Сын его сестры Софии Сакс, он был всего на пару лет моложе своего дяди. Помещик Бродский станет известным в губернии и за ее пределами культурным сельским хозяином, уездным предводителем дворянства, попечителем гимназии, которую он когда-то закончил. На культурных хозяев Н. Саксу повезет: его кумом станет не менее известный в губернии помещик Василий Магденко, которого высоко оценит в своих дневниках Владимир Вернадский. Но об этом чуть позже.

Закончив гимназию в Екатеринославе, Николай Сакс отправился в столицу, по следам своего старшего брата Владимира, окончившего в 1868 году юридический факультет Петербургского университета. Но проучился Николай на том факультете лишь с 1870 по 1871 год. И оставил. Понял, что специальность юриста — это не его судьба, и поступил в Императорскую академию художеств (окончил курс в 1877-м).

Нам неизвестны причины, вынудившие одаренного ученика после пятилетнего обучения в академии уйти из нее, когда до диплома оставалось совсем немного времени. Скорее всего, ушел из-за тяжелых материальных условий. Об этом говорится в обнаруженном в архивах письме Николая Сакса из Новомосковска к совету академии, датированном 1876 годом. В нем он прямо говорит, что если не будет предоставлена стипендия, то он не сможет продолжить обучение. Как бы там ни было, в следующем году он все же закончит курс в академии.

Николай Сакс отдал дань времени: в 1870- х участвовал в студенческих революционных кружках. Но его призванием стала пейзажная живопись. Еще студентом в 1874-м за пейзажные этюды его награждают малой серебряной медалью Императорской академии художеств. Ряд своих картин Н. Сакс экспонировал на академических выставках, а именно: «Лес» (1878 г.), «Деревня из окрестностей Петербурга» (1881 г.), «Овцы в степи в Малороссии» (1882 г.) и «Вид Екатеринослава» (1886 г.). Картина «Деревня из окрестностей Петербурга» побывала и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

В 1880 — 1882 годы Николай Сакс жил и творил в Париже, состоял членом Общества русских художников в Париже (полное официальное название «Общество вспоможения и благотворительности русских художников в Париже»). Во французской столице Н. Сакс был в приятельских отношениях с известным художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым, внуком самого Радищева. Там же близко познакомился с Иваном Тургеневым. Общество русских художников возникло в Париже в 1877-м, его секретарем был И. Тургенев. А помощником секретаря стал Николай Сакс. К обществу принадлежали такие известные деятели отечественной культуры, как скульптор Антокольский, художники Харламов, Похитонов и другие. Оно в значительной степени содействовало популяризации русской культуры во Франции. Устраивались литературно-музыкальные вечера, их охотно посещали приезжие русские художники, писатели, артисты. Нравилось все это и французам. Нередко выступал с чтением своих произведений И. Тургенев.

Вот что вспоминал позднее сам Николай Сакс: «Когда я приехал в Париж, это общество уже существовало, участвовали в нем лучшие художники, писатели и музыканты. Состояло это общество под покровительством цесаревича (потом императора Александра III), председателем был посол князь Орлов и секретарем общества И. С. Тургенев. Через год после моего приезда я был избран помощником секретаря и имел счастие работать вместе с Тургеневым более двух лет».

После своего возвращения в 1882 году из Франции Николай Сакс женится на представительнице зажиточного рода Александре Михайловне Кирилловой, живет в собственном имении в селе Андреевка (Саксовка) Магдалиновской волости Новомосковского уезда на Екатеринославщине. Ныне это село слилось с райцентром Магдалиновка на Днепропетровщине.

У Саксов родилось две дочери. 1 мая 1883 года появилась на свет Вера. Ее крестили 3 мая того же года в Николаевской церкви Магдалиновки. Восприемниками (крестными родителями) были родственники супругов «Верхнеднепровского уезда титулярный советник Константин Яковлев Бродский и Полтавской губернии Кобелякского уезда губернского секретаря Кириллова жена Эмилия Карлова». Константин Бродский был мужем Софии Сакс — сестры художника, а Эмилия Кириллова — это родственница супруги художника.

К сожалению, дочь-первенец Вера скончалась, не достигнув и шести лет, от дифтерита.

Другая дочь Николая Эдуардовича — Анна — родилась 10 августа 1893 года в Алуште, в Крыму. Ее крестили 15 сентября того же года. Восприемниками на сей раз были представители рода Магденко, жившие в одном уезде с Саксами, дворяне Василий Петрович Магденко и его сестра Анна Петровна. У Василия Магденко была дача в Алуште (ныне корпус одной из здравниц), так что, вероятно, Саксы тогда гостили у них.

Весной 1892 года в Екатеринославе в помещении Английского клуба состоялась персональная выставка картин художника Николая Сакса. Рецензия на нее появилась 16 апреля того же года в газете «Екатеринославские губернские ведомости» и называлась «По поводу выставки картин художника Н. Э. Сакса».

«Благодаря сочувствию господ старшин здешнего Английского клуба, — писал рецензент, — в прекрасной его зале, на Пасхальной неделе открылась выставка картин и этюдов художника-пейзажиста Н. Э. Сакса. Весь сбор с выставки, как уже было сообщено, назначен в распоряжение местного благотворительного общества. Нас искренно порадовала такая отзывчивость художника на доброе дело».

Всех картин на выставке экспонировалось 47, этюдов пером девять и карандашом около 20. Некоторые виды на картинах и этюдах повторялись, начиная с наброска. По мнению рецензента, «такой прием художника особенно поучителен для учащейся молодежи, так как наглядно показывает проходимый им путь, преодолеваемые им трудности; показывает развитие его самоусовершенствования. Поэтому-то у г. Сакса, например, дерево и есть дерево, а не собрание листьев; воздух и есть воздух, а не пустота».

Рецензент также отмечал, что ему особенно дорога идейная сторона выставки: «Работы г. Сакса интересны по верности изображаемых им местностей как географический материал для изучения нашего юга («г. Екатеринослав», «г. Новомосковск», «По р. Орели», «По р. Альме», «Монастырь в Крыму» и т. п.) и вместе симпатичны с этнографической стороны, как прекрасная иллюстрация быта нашей массовой бедноты.

Взгляните на большую картину «Деревня в окрестностях Петербурга» (Лиговка?), — продолжал рецензент. — Под серым небом вы видите, точно после погрома, полуразрушенные дощатые, прокоптелые, как земля, черные, гнилые крыши, под которыми едва заметны мрачные окна, почти заваленные навозом. Прислушайтесь: чьи-то голоса кричат нам здесь:

...жизнь терпеливая,

жизнь, как осенняя ночь, молчаливая,

приниженная, нуждой прибитая... В перерезе этой жизни на всех парах мчится поезд железной дороги, а в туманной дали чуть мерцает церковь своими позлащенными главами, точно далекий луч надежды на лучшее будущее.

Не отрадна и целая серия картин из нашей местной сельской жизни («В своем огороде», «Из моего сада», «Деревня Григорьевка», «По р. Чаплинке» и др.). Под нашим «итальянским» небом, где так божественно и чудно, так ярко солнце, так зеркальны воды, опять видим те же почернелые, изорванные, гнилые, соломенные крыши крошечных малороссийских хаток-мазанок с крошечными оконцами, с камышовыми изгородями, под такими средневековыми, постоянно горящими крышами, в таких тесных помещениях, которые так верно изображены художником, видимо, полюбившим наше близкое, родное, хотя и печальное, — разумеется, и живется невесело. Наконец, мы обращаем внимание посетителей выставки на несколько картин и этюдов, кажется, впервые художественно изображающих нашу достопамятную старину — семиглавый «Запорожский собор в Новомосковске».

Этими словами закончился отклик на выставку работ художника Н.Сакса. Отметим лишь, что собор в Новомосковске имеет все же девять куполов, а не семь. Кстати, кто же безымянный рецензент? Поскольку в 1890 — 1895 годах редактором «Екатеринославских губернских ведомостей» был Яков Георгиевич Гололобов, то мы предполагаем, что именно он написал этот отклик. В 1912 году Я. Гололобов дослужится до полтавского вице-губернатора, а затем станет волынским и красноярским губернатором (до 1917 года), но в ту пору он, пожалуй, имел еще народнические убеждения.

Где же можно увидеть сегодня произведения Н. Сакса? В родном Днепропетровске хранится лишь одна-единственная его работа. Местный художественный музей в 1990 году приобрел его картину «Странники» («Дорога к храму»). На переднем плане картины — зеленый склон, дорога, ведущая по холмам вдаль. На дороге ярко освещенные солнцем фигурки старика и юноши в крестьянских платьях. На втором плане — фигурки путников, группа высоких деревьев с прозрачными кронами. Вдали за холмами на фоне ясного голубого неба краснокаменные церкви с золотыми куполами. Слева в нижнем углу картины подпись: «Н. Саксъ, 1909 г.».

В журнале «Русское искусство» пару лет назад появилась статья «Альбом Николая Сакса», содержавшая небольшую сенсацию: наконец-то найден хотя бы альбом художника. Живущая в США русская поэтесса Валентина Синкевич передала в свое время созданному 20 лет назад Советскому фонду культуры альбом графики «Оригинальные рисунки различных художников, автографы», некогда принадлежавший Николаю Саксу.

«О том, что Н. Сакс был одаренным мастером, а не только человеком широкой и доброй души, — читаем в статье, — свидетельствует, например, запечатленный в альбоме пейзаж окрестностей его имения Андреевка. Безукоризненно владея техникой карандашного рисунка, художник точно передает пленэр: речка, деревья, заросли — все словно напоено каким-то влажным и удивительно свежим воздухом».

В сравнительно недавно попавшем в Москву альбоме Н. Сакса сохранились рисунки Константина Савицкого, Ивана Похитонова, Николая Сверчкова, Иосифа Крачковского, Ивана Селезнева, Николая Пимоненко, Алексея Боголюбова. Николай Эдуардович Сакс, читаем в статье, человек широкого размаха, добрый и гостеприимный, очень хотел повторить парижский центр Боголюбова у себя в Екатеринославской губернии, в имении Андреевка. Приехав туда из Франции, он привез и свой альбом с записями, рисунками и акварелями друзей, с которыми он встречался на берегах Сены. В Андреевке беспрерывно гостили поэты, художники, приезжавшие на пленэр, в том числе и те, кто возвращался из благословенной «столицы мира». Все они продолжали рисовать в хорошо знакомой им огромной книге, где уже были оставлены такие, например, незамысловатые строки, датированные 1879 годом:

Милый друг, я уезжаю

Из Парижа, из Парижа.

Никогда его, быть может,

Больше я уж не увижу.

Сердце, что ты так грустишь?

Ах, Париж, Париж, Париж.

Основным изобразительным мотивом альбома становится теперь Украина — ее рощи, поля, а также портретные образы местных жителей в национальных костюмах. После парижской суеты художники погружались в спокойствие и тишину екатеринославской природы. В альбом вклеиваются и письма Гаршина, Тургенева, адресованные Н. Саксу. Долгое время об этих тургеневских письмах не знали составители полного собрания сочинений Ивана Сергеевича, пока В. Синкевич не уведомила их об этом: «Оригинал письма находится у меня. Я получила его после смерти Зинаиды Васильевны Монастырской, приемной дочери Н. Сакса. Оба они покинули Россию в 20-х годах. Н. Сакс умер в Данциге в конце 20-х годов, а З. Монастырская эмигрировала из Германии (Гамбург) в Америку в 1950 году. Подлинник письма Н. Сакс хранил в альбоме с оригинальными рисунками художников, в большинстве, членов передвижных выставок. В этом альбоме, который оставила мне госпожа З. Монастырская, было еще два других письма И. Тургенева, также адресованных Саксу. В 1965 году они были переданы в Советский Союз. З. Монастырская рассказывала мне, что в России Н. Сакс жил преимущественно в Киеве и в своем поместье под Екатеринославом. По ее словам, Н. Сакс, живя в Париже, исполнял должность секретаря И. Тургенева».

Мы-то теперь знаем, что в действительности И. Тургенев был секретарем Общества художников, а Н. Сакс — его помощником. Но это не меняет сути. В 1908 году Николай Эдуардович Сакс разделил свое имение в Екатеринославской губернии между крестьянами, оставив для себя дом и 50 десятин земли. Учитель Магдалиновской средней школы (к сожалению, уже покойный) Иван Мостовый собирал в свое время материалы о жизни и творчестве земляка и зарисовал со слов старожилов, как выглядела до революции усадьба Н. Сакса. Он же записал в 1972 году воспоминания жительницы села Марьевки Анны Маркияновны Веремиенко: «Н. Э. Сакса я знала хорошо, так как мне приходилось работать в его доме. У Н. Сакса было свое хозяйство. Перед революцией у него было 25 десятин земли (некоторое расхождение с данными некролога в газете «Руль», где указано 50 десятин. — Н. Ч.) . Почти над прудом стоял большой дом (его называли «новые комнаты»), глиняный, на кирпичном фундаменте, под металлической крышей. В доме насчитывалось 12 комнат. Вокруг дома был сад с аллеей до пруда. В конце аллеи на пруду находилась купальня. Сад тянулся и вдоль пруда. Недалеко от дома, стоявшего в саду, стоял старый дом, называемый «старыми комнатами», глиняный, под соломой. Возле старого дома находилась пристройка, также под соломой. В этой пристройке была большая комната с большим окном на север. В этой комнате и писал Н. Сакс свои картины. Во время революции Н. Сакс выехал из дома и, покидая дом, сказал, что мы будем жить в нем и что все скоро будет принадлежать народу», — завершила свои воспоминания Анна Веремиенко.

Художник-идеалист ошибался. — Наверняка господская усадьба была растащена и ограблена разгневанной толпой, как и преобладающее большинство усадеб Приднепровья. Как отмечал учитель И. Мостовый, много картин Н. Сакса «утрачены в бурные революционные годы. Наверное, последние две картины художника были в предвоенные годы в помещении Магдалиновской средней школы. Одна — под названием «Хорошо для пчел» — производила большое впечатление. В ней художник воспроизвел теплое летнее небо, поле разнообразных полевых цветов, с чуть заметным селом на горизонте. На другой картине, помню, был передан величественный, романтический горный (крымский? — Н.Ч. ) пейзаж.

Трагическая судьба ожидала эти две картины. Безжалостная, костлявая рука фашистской оккупации не пожалела их. Они сгорели вместе с подожженной немцами школой».

Николай Сакс вместе с родными выехал в гражданскую войну в Крым. Там же оказались в те годы и его зять Марк Николаевич Медиш, и кум художника Василий Петрович Магденко. Любопытные характеристики обоим этим людям дал в своем дневнике Владимир Иванович Вернадский, в ту пору ректор Таврического университета. Вот запись из его дневника, датированная 13(26) апреля 1920 года: «Странные встречи: химик здесь интересный — Марк Николаевич Медиш: лаборатория чистенькая, но почти не действует. Медиш недавно; его молодой предшественник Григорович умер. Для Медиш наша фамилия близка с детства. Его бабушка Юлия Петровна Медиш в Харькове была большим другом всей нашей семьи, особенно моей матери. Она была начальницей гимназии женской — очень умный и хороший человек».

В архиве Российской академии наук сохранились письма зятя Сакса Марка Медиша Вернадскому (их переписка обрывается в 1927 году). После Крыма Медиш с дочерью Сакса Анной Николаевной оказался в Белоруссии (Горки Оршанского округа), где организовывалась сельхозакадемия. В 1926 г. он надеялся поехать в Германию на два месяца поработать (еще был жив тесть), но поездка не состоялась. Затем зять и дочь Николая Сакса перебрались в Краснодар, где Марк Медиш в 1938-м был репрессирован и погиб. Анна Медиш находилась в годы войны на оккупированной территории, в 1943-м была вывезена в Германию вместе с сыном Вадимом. Дочь художника умерла в 1969 году в США.

Теперь процитируем дневниковую запись Вернадского о 66-летнем зоотехнике Василии Магденко, куме и приятеле Сакса, крестном отце его дочери Анны: «И две другие встречи... В толпе меня поразила своеобразная почтенная и властная фигура старика среднего роста с большой окладистой седой бородой. Оказался Василий Петрович Магденко. Имя знакомо с детства. Кузен С. А. Короленко. И мое имя ему хорошо известно (...). Это крупный богатый когда- то помещик Новомосковского уезда (8000 десятин), который вел правильное хозяйство. Всю жизнь отдал скотоводству. Восстанавливал старый украинский скот. Ему очень удалось. Очень интересный с ним разговор. Сейчас, несмотря на все старания центральной большевистск(ой) власти, все дело, требующее жизни, почти нацело разрушено. Главные разрушители — местные крестьяне. Те невежественные, дикие, пьяные каннибалы, которых так много кругом. Сохранилось у крестьян всего восемь коров. Он очень верит в украинский старый скот. Сейчас ассистентом по зоотехнике — попал потому, что у него было отделение Инст(итута) экспериментальной медицины. Очень любопытная и родная в России фигура».

К сожалению, и Сакс, и Магденко, любопытные и родные в этой стране фигуры, оказались в большевистской России не ко двору. Но сердцем они оставались с родной землей, отторгшей их.

...Перед смертью Николай Сакс, этнический немец, но сын украинской земли, писал казацкий Новомосковский собор. Его сердце перестало биться 80 лет назад.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать