Политические маски-шоу в провинции
На фоне тотальной партизации избирательного процесса совершенно другие тенденции можно наблюдать в ходе борьбы за должности в местной власти. Так, в поход за кресло мэра Житомира и депутатские мандаты в местных советах ряд претендентов отправились не под знаменами и не в цветах партий, членами которой они числятся, а под брендами общественных организаций и коалиций. Причем активная «раскрутка» этих брендов началась задолго до официального начала выборов. Например, в качестве лидера общественной организации «За Житомир! За Житомирщину!» ведет борьбу за должность мэра экс-губернатор Сергей Рыжук, который был у руля облгосадминистрации в последний год президентства Леонида Кучмы. Хотя, покинув ряды Народной партии, он стал членом Партии регионов и нынче возглавляет ее областной избирательный штаб. Его агитационные пикеты и флаги — цвета морской волны, а не в бело-голубых тонах, и размещаются отдельно от агитпалаток «регионалов». Как руководитель общественной коалиции «До ладу!» соревнуется за эту же должность директор совместного предприятия «Полисакс» Вера Шелудченко, член «Народного союза «Наша Украина», которая награждена за участие в оранжевой революции знаком отличия «Гвардеец революции». Но все ее агитационные атрибуты выполнены в нежно-зелено-белых цветах (их очень трудно отличить от цветов Народного блока Литвина), а не оранжевых. В листовках еще одного кандидата в мэры, заведующего кафедрой Житомирского института Межрегиональной академии управления персоналом, коммуниста Валерия Федоренко значится, что его поддерживает общественное движение «За відродження Житомира!», хотя он зарегистрирован как кандидат от КПУ.
Сходство предвыборных метод поневоле наводит на мысль, что эти кандидаты пользовались услугами одних и тех же политтехнологов, посоветовавших им не афишировать свою партийную принадлежность, а пойти под флагами третьего сектора. Однако, когда «День» начал интересоваться у самих претендентов или представителей их штабов причинами подобных метаморфоз, то слышал единодушные заверения, что маскировать свою партийность никто не собирался. С. Рыжук сказал также, что, по его убеждению, должность мэра не должна быть заполитизированной, а поэтому он заявил лидеру Партии регионов Виктору Януковичу, что в случае избрания приостановит деятельность в ней. Мирослав Симайло, руководитель штаба В. Шелудченко, признал, что идя под флагом общественной организации, партия рассчитывает получить более широкую поддержку, нежели имеет сейчас в городе НСНУ. В. Федоренко также посчитал логичным опереться на общественные организации, а не только на парторганизацию. Верить или не верить подобным утверждениям — дело вкуса. Заметим только, что, по ряду признаков, все названные кандидаты пользуются моральной и материальной поддержкой своих партий со всеми вытекающими из этого последствиями. Ибо за помощь принято благодарить.
Под названием «Житомиряне», также широко разрекламированным как бренд общественной организации, на местных выборах зарегистрирован избирательный блок Партии правозащиты и Либерально-демократической партии. Но без тени угрызения совести его представители, среди которых действующие депутаты горсовета, позиционируют себя в качестве независимых от какой-либо политической силы кандидатов.
С. Рыжука, В. Шелудченко и В. Федоренко местные наблюдатели относят к серьезным претендентам, но более весомыми считают шансы действующего мэра Житомира Георгия Буравкова, который проходит как самовыдвиженец и внепартийный кандидат, и народного депутата Украины Виктора Развадовского, выдвинутого Народным блоком Литвина. Впрочем и с их партийностью не все так просто. Первый во время своей каденции считался членом Партии регионов, потом успел побывать в рядах СДПУ(О), а во время оранжевой революции умудрился постоять в оранжевом свитере на Майдане Незалежности рядом с Виктором Ющенко и попасть в таком виде в его рекламные видеоролики, которые крутились перед третьим туром президентских выборов. Второй, пока не пристал к партии спикера, побывал едва ли не в десятке фракций парламента и сейчас широко использует отработанную за время пребывания в Верховной Раде методику раздачи подарков. Правда, Г. Буравков старается не отставать в этом от народного депутата. В Житомире распространено мнение, что действующего мэра, несмотря на неоднозначность репутации и лавину компромата, распространяющуюся в городе относительно тех или иных аспектов его деятельности, негласно поддерживает Блок Юлии Тимошенко, который не выставил своего кандидата. Однако глава областной организации ВО «Батькивщина» Олег Антипов в комментарии для «Дня» категорически отрицал подобные предположения, хотя и отметил, что бютовцы могут перед самыми выборами заявить о поддержке наиболее «проходимого» кандидата. О каких-то моральных или идеологических требованиях к претенденту он не заявил, из чего можно сделать вывод, что эти качества для БЮТ не главные.
В то же время отказ от партийных флагов в борьбе за должности мэров не является исключительно житомирским изобретением. Во Львове, где недавно пришлось побывать автору, из наиболее серьезных претендентов в борьбе за ратушу только Олекса Гудима откровенно позиционирует себя как представитель Украинского народного блока Костенко—Плюща. Василий Куйбида, Андрей Садовый, Петр Писарчук свою партийную принадлежность в массовой агитации не афишируют, хотя за каждым из них стоит определенная влиятельная политическая сила. А Любомир Буняк, не вступив в борьбу на новую каденцию, продолжает попытки вернуться к ратуше с помощью юридических процедур.
Собственно, удивляться этому вряд ли стоит — под брендами общественных организаций те или иные кандидаты или политические силы в ходе местных гонок получают как минимум два преимущества: возможность более раннего начала «раскрутки» и дополнительные каналы для финансирования. Идеологические признаки при этом явно считаются второстепенными, и даже лишними. Но большой вопрос, будут ли продолжать эти организации активную деятельность после выборов? Или так и останутся предвыборными проектами? Таким образом, скорее всего, нам придется подождать еще пять лет, чтобы за право возглавить город, поселок, село претенденты соревновались так, как принято в большинстве европейских стран — открыто декларируя свою партийную, так сказать, идентичность.
КОММЕНТАРИЙ
Николай КОЗЛОВЕЦ, заведующий кафедрой философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко:
— Использование имиджа общественных организаций на местных выборах является, несомненно, определенной политической технологией. Применяющие ее, в основном, не уверены в победе под маркой своей партии. Частично это объясняется тем, что даже члены наиболее рейтинговых партий не всегда отождествляют себя с ней и могут на выборах голосовать за другие политические силы. И даже такие партии иногда по сути своей являются минипартиями, небольшое руководящее ядро которых использует их для обеспечения собственных интересов. Практически все политические партии не имеют стабильного электората. Поэтому, например, на выборах мэра города их представителям, если они будут ориентироваться исключительно на имидж своей партии, может не хватать голосов для победы. Использование флагов общественных организаций политиками, возможно, является проявлением маскировки, но, скорее всего, в данном случае большую роль играет то, что подобные структуры считаются менее заполитизированными, ориентированными на конкретные дела, имеют репутацию благотворительных. Что дает дополнительные шансы на победу в избирательных соревнованиях.
Выпуск газеты №:
№45, (2006)Section
Подробности