Перейти к основному содержанию

Не круто!

На что «покупают» избирателя?
14 марта, 19:23
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Не открою большой тайны, если скажу, что реклама раздражает телезрителей (по большей части), политическая реклама — раздражает абсолютно. Однако ради справедливости стоит отметить, что иногда (очень иногда!) бывают довольно талантливые рекламные ролики, в том числе и политические.

Сейчас на наших экранах наблюдается эдакий рекламно-политический фестиваль на все вкусы. Субъекты избирательного процесса, как официозно называет их комиссия господина Давидовича, демонстрируют разнообразные стили и жанры, к сожалению, тоже скучные.

Вот партия лидера социологических рейтингов (Партии регионов) работает в социально жалостливом амплуа, что до боли напоминает некоторых завсегдатаев киевского метро с их обязательным текстом: «Граждане пассажиры! Мы сами не местные…». То молодой мужчина пролетарского вида грустно и даже с тоской рассказывает, что его жизнь становится чем дальше, тем хуже, мол, зарплаты уменьшаются, а цены растут; то прилично одетый пенсионер жалуется, что инфляция все, ну напрочь все, съедает; а дама постбальзаковского возраста сетует на хаос и анархию в государстве. После этого выплеска тоски за кадром раздается проникнутый скорбью и сдержанным возмущением девичий голос: «Сколько еще можно это терпеть?» И вдруг появляется Сам, как «мессия», как носитель света и добра. Он кротко улыбается, приятный «крестный отец», благодетель большой округи, который всех осчастливит, возможно, и тебя лично. Весь в солнечных лучах он не идет, а мистически плывет навстречу людям, и невозможное становится возможным. Наиболее умственно ограниченным реклама объясняет: «Улучшение вашей жизни уже сегодня!» Это ужасно напоминает всяческих «народных целительниц», уверенно утверждающих: вылечат все — от «порчи» до болезни Альцгеймера, от диареи до СПИДа. Вы, главное, не сомневайтесь и готовьте «бабки». Время от времени в этой рекламе возникает «угнетенный русский язык», вечная дешево-газовая дружба с восточным соседом, райский ЕЭП с Россией, Казахстаном и Лукашенко, проклятия в адрес дьявольского НАТО — «Чур их!».

Но кроме «железобетонного» собственного электората, остальные телезрители как-то не очень способны вспомнить позапрошлогодний «финансово-потребительский рай» и не очень ощущают такой уж нынешний «ад». Хотя проблемы, конечно, есть. Однако, когда их пишут трагическими рембрандтовскими красками, это порождает несколько смешной эффект. И инфляция, якобы съедающая абсолютно все, в Украине на протяжении 2005 года была на уровне 10,3%. В Российской Федерации в прошлом году этот показатель составлял 10,8%, что российской экономической общественностью почти единодушно было признано нерядовым успехом команды Грефа и Кудрина.

А учитывая испытания, которые в течение последнего года пришлось пережить украинской экономике и к которым новоявленные «борцы за правду и социальную справедливость» тоже приложили свои ручки, приходится удивляться, что страна вполне достойно держится, демонстрируя значительный запас прочности, экономической и политической выносливости. Кстати, одним из наиболее наглядных доказательств этого является абсолютный демократический «беспредел» оппозиции на наших телеэкранах, ужасающий московских коллег, в частности Матвея Ганопольского, который недавно на «5 канале» согласился с тезисом Данила Яневского о «разнузданной украинской демократии», которую далеко не каждое государство может себе позволить. Собственно это мнение несколько месяцев назад озвучил Алексей Митрофанов, заместитель несравненного Владимира Вольфовича по ЛДПР: «Да, Украина — не Россия. Они там, на своем Майдане, три недели простояли и ни одной драки не было, а если бы такое у нас на Красной площади — не успевали бы трупы вывозить». Но законы жанра требуют, и в рекламе самого большого «благодетеля» украинского народа настойчиво напрашивается даже не мысль, не рациональный вывод, а настроение, первичная эмоция: «Все плохо, очень плохо и еще хуже», но все может немедленно измениться к лучшему, если проголосуете, сами догадайтесь, за кого.

Что касается социальных обещаний, следует сказать, что даже во времена «великой пролетарской культурной революции» в Китае к ним относились более ответственно. Вспомните знаменитый лозунг великого рулевого: «10 лет настойчивого труда — 10 тысяч лет счастья». А здесь без всяких 10 лет — все и немедленно.

Реклама «Нашей Украины» — НСНУ настойчиво, хотя и без особого успеха, пытается возродить дух Майдана, его романтику и пафос. Хотя некоторые лозунги звучат по меньшей мере странно, в частности и «Не зрадь Майдан!», особенно после пакта Ющенко—Янукович и когда «Бандитам — тюрьмы!» как-то непринужденно сменилось на «Бандитам — рады!» (о чем свидетельствуют заявления шефа МВД Луценко об экзотически-уголовном составе избирательных списков многих партий и блоков, не говоря уже о печально известной всеобщей неприкосновенности депутатов). Рекламные ролики «Нашей Украины» направлены на возрождение эмоционального состояния Майдана, но не несут новой информации и актуальных лозунгов. Это стиль политического «ностальжи». Трудно сказать, каким является его мобилизующий потенциал. Хотя самым лучшим пиаром для «Нашей Украины» было бы простое выполнение обещанного на Майдане. Тогда реклама не понадобилась бы как таковая. А так приходится делать попытки во второй раз войти в ту же реку, о невозможности чего утверждали еще классики античной философии. НСНУ находится в наиболее невыгодном пропагандистском положении, потому что является партией власти, от которой, в отличие от всех других, требуют конкретного результата и не забывают сопоставить намерения с делами.

Некоторые фигуранты избирательного процесса полагаются на героику труда, используя знакомые людям старших поколений образцы советской агитации наподобие «Забота партии о благе народа». Например, ролики партии Укрзализныци «Відродження». Массивы жилых домов, транспортные магистрали, необозримые бескрайние поля — ну чем не первые минуты советской телепрограммы «Время». А что? Может, кто-то и почувствует симпатию к «крепким хозяйственникам», которые строят, строят, строят. Работают, работают, работают… Вне всякой политики.

Очень удивили коммунисты, которые вдруг стали настоящими неформалами в пропаганде. Чего стоит только парень из их ролика: он поднимает штангу в окружении полуголых красавиц, которые раньше в коммунистическом агитпропе выполняли функцию символа распущенного буржуазного общества («Продажная девка империализма!»), и призыв к трудящимся массам: «Голосуй за коммунистов — это круто!» Это настоящий революционный переворот в коммунистической эстетике и стилистике, однако очень напоминает юмористически-эстрадных «новых русских бабок», которые общаются исключительно на молодежном сленге — довольно смешно получается. А еще это напоминает образ Леонида Кучмы на выборах — 1999 года в головном уборе из перьев то ли панка, то ли индейского вождя. Тогда это ему помогло. Поможет ли сейчас коммунистам? Интересно было бы увидеть Петра Симоненко в имидже хиппи. На этом фоне неожиданно интересным оказался пропагандистский фильм избирательного блока Костенко—Плюща, премьера которого состоялась 15 февраля на канале УТ-1 . Фильм произвел впечатление информационно насыщенного, знакомящего зрителей с историей Украинской народной партии (бывшего Руха), с которой связано становление государственности Украины и деятельность многих ярких личностей украинского политикума, где настоящих лидеров в общем не так уж много.

Положительное впечатление производит и ролик Блока «Євген Марчук — «Єдність». Лидер блока общается с избирателями как с интеллектуально равными себе людьми, что выгодно отличает его от тех, кто относится к электорату как к плебсу, примитивным существам, способным проглотить любое пропагандистское блюдо. Поэтому слушать Марчука интересно; и не нужно кому-то постороннему подсказывать, что перед нами — умный человек, который уважает свою аудиторию и не нуждается ни в каких пиар-трюках, чего, к сожалению, так много на украинском телеэкране.

Что ж, до политического финиша (или нового старта?) осталось меньше двух недель. Будем ждать новых эстетических и пропагандистских открытий.

КСТАТИ

Почти 60% граждан уверены, что политическая реклама совсем не повлияла или скорее не повлияла на их выбор. Что такое влияние имело место признают только 18% граждан. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса Института социальной и политической психологии АПН Украины, проведенного 1—5 марта. Опрос охватил 2,3 тыс. респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины.

По данным еще одного опроса, проведенного приблизительно в то же время Украинским институтом социальных исследований и Центром «Социальный мониторинг», рекламу участников парламентской кампании видело подавляющее большинство избирателей — 98% опрошенных. Из них 21% заявили, что им не нравится ни одна реклама. Всего было опрошено 1965 респондентов в возрасте от 18 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать