Отдых — дело опасное?
Большинство прокатных пунктов в Закарпатье работает со списанным оборудованием
Зимнего сезона всегда с нетерпением ждут практически все жители горных районов нашей страны и подавляющее большинство восточной и центральной Украины, а то и зарубежья. Еще бы, можно наконец взять отпуск и вдоволь накататься на лыжах, санках.... Казалось бы, подобное не может не радовать такую область, как Закарпатье, ведь это реальные деньги и дополнительные рабочие места. Однако то, что радует одних, порождает проблемы у других. В частности, на своеобразном раздорожье оказались спасатели Закарпатья — с одной стороны, за развитием туристической сферы будущее области, с другой — выполнение большинством туроператоров действующего законодательства в сфере туризма, особенно в части создания безопасных условий в местах предоставления туристических услуг, оставляет желать лучшего.
К примеру, взять хотя бы такие факты. Из почти 60 действующих на территории области подъемников большая половина функционирует с нарушением правил их эксплуатации и другими недостатками. На «канатках» в основном не работают системы аварийной остановки на случай срыва троса... В погоне за прибылью владельцы таких дорог иногда забывают не только о необходимости квалифицированного монтажа, но и грамотного обслуживания оборудования.
Подъемники, конечно, далеко не единственный элемент опасности горнолыжной инфраструктуры. Речь идет и о туристических маршрутах, качестве трасс, компетентности инструкторов и о многом другом. «Например, на территории области до сих пор не проведена паспортизация туристических маршрутов, которые должны проходить в безопасных для отдыхающих местах, — комментирует ситуацию исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС Украины в Закарпатской области Владимир Бодак. — Сами же горнолыжные трассы не маркированы знаками безопасности, а на турбазах отсутствуют информационные знаки, дающие хоть какое-то понятие о том, с чем вы можете столкнуться на трассе во время ее прохождения. То есть турист, не имея полной и достоверной информации, практически лишен возможности спланировать свой отдых. А это значит, что доля риска присутствует в таком путешествии уже изначально. В конце концов это приводит к тому, что немало начинающих и экстремалов из других регионов заканчивают свой отдых на больничных койках».
Кстати, согласно Закону Украины «О туризме», заботиться о безопасности туристов должны местные органы власти и субъекты туристической деятельности. Именно они, осуществляя соответствующий вид деятельности, обязаны создавать безопасные условия в местах предоставления туристических услуг, обеспечивать надлежащее обустройство трасс походов, прогулок, экскурсий и тому подобное. А реальная картина, к сожалению, прямо противоположна установленным канонам.
«Своеобразную позицию относительно обеспечения безопасности туристов «моя хата скраю...» занимают, к сожалению, и отдельные представители власти, например Великоберезнянского и Свалявского районов, — рассказывает командир поискового взвода Закарпатского специализированного военизированного аварийно-спасательного отряда (ЗСВАСО) МЧС Украины Владимир Павловский. — Правда, хорошо в этом направлении работают на Тячивщине и Межгорщине. Предприниматели же, в свою очередь, «снимают» деньги с клиентов, а когда дело доходит до безопасности отдыхающих, то частники в большинстве случаев разводят руками: мол, туристы у нас только ночуют, а что с ними дальше происходит... не наше дело — и кивают на профессиональные спасательные службы. Бесспорно, наши подразделения всегда готовы прийти на помощь, но заботиться о безопасности туристов нужно общими усилиями, а не искать «стрелочников».
На многочисленные упущения в работе субъектов горного туристического бизнеса постоянно указывают и специалисты Главного управления МЧС Украины в Закарпатской области. На той же полонине Драгобрат продолжается застройка территорий объектами туризма и отдыха людей без соответствующего противопожарного обеспечения и защиты туристов. «К примеру, системы связи и оповещения о чрезвычайных ситуациях, внешнее противопожарное водоснабжение, пожарное депо и подъездные дороги с твердым покрытием отсутствуют, — комментирует начальник Центра пропаганды ГУ МЧС Украины в Закарпатской области Ярослав Бабяк. — Поэтому о своевременном поступлении помощи говорить трудно. Так, пожарному автомобилю для того, чтобы преодолеть 18 км бездорожья (расстояние от поселка Ясиня к полонине Драгобрат) нужно почти два часа, а на полонине правдами и неправдами построили четыре десятка гостиниц и мотелей. Этого огня с лихвой хватит, чтобы сделать свое черное дело, оставив пожарникам только пожарище».
Поступление своевременной квалифицированной медицинской помощи в таких условиях тоже обречено на поражение, утверждают специалисты. Всем известно, что неотложная помощь должна предоставляться в течение первых 30 минут, иначе вероятность летальных исходов повышается в несколько раз. Даже если «скорая» прибудет через час, то за это время может случиться все, что угодно...
Именно такие реалии вырисовываются перед любителями горного экстрима. В такой ситуации заботиться о собственной безопасности придется самим туристам. Однако если следовать элементарным правилам безопасности — то отдых может пройти без эксцессов...
Выпуск газеты №:
№236, (2005)Section
День Украины