Не принимаете, так похвалите
Процесс вступления Украины в ВТО затягивается«Мы ожидаем положительной оценки Украины в направлении вступления во Всемирную организацию торговли, и думаю, что Украина заслужила эту высокую оценку», — сказал в конце прошлой недели украинский премьер Юрий Ехануров. По его мнению, Украина выполнила основную часть задач по вступлению в ВТО и на данном этапе (13—18 декабря в Гонконге состоится министерская конференция ВТО, где планируется заслушать отчет Украины о проделанной работе для вступления в ВТО) необходимо определиться с возможной датой принятия решения о вступлении. В этом сейчас самый большой вопрос...
«Самой критической сферой» в переговорном процессе о вступлении Украины в ВТО является поддержка сельского хозяйства и ее совокупный размер. Заместитель министра экономики Украины Андрей Березный на заседании круглого стола «Вступление Украины в ВТО: перспективы аграрного сектора» заявил, что Украина будет и дальше отстаивать уровень этой поддержки в объеме $1,14 млрд. Такой уровень обоснован в направленном в секретариат ВТО официальном материале.
Как известно, на всем протяжении переговоров Украина исходила из базового периода для расчета уровня этой поддержки в 1994—1996 годах. Однако процесс вступления в ВТО затянулся, и теперь ряд стран, в том числе Австралия и США, требуют изменить базовый период на более поздний — 2000—2002 годы, который, по их мнению, более показателен. Однако такой вариант совершенно неприемлем для Украины, ибо тогда, отмечает Березный, уровень государственной поддержки АПК, рассчитанный по методологии ВТО, падает до отметки $265 млн.
Как считает заместитель начальника департамента международной интеграции, инвестиционной политики и развития аграрного бизнеса Минагрополитики Татьяна Варченко, в странах ЕС уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей на самом деле гораздо выше, чем того добивается Украина — свыше 700 евро на один гектар против 33 евро в Украине. К тому же, убеждена Варченко, наши аграрии никогда не имели, как в Европе, адресной помощи со стороны государства — она преимущественно поступала в виде списания задолженностей, фиксированного сельхозналога, долгосрочных кредитов и тому подобное.
Другим камнем преткновения на переговорах по аграрным вопросам остаются условия ввоза в Украину сахара- сырца. И это тот случай, когда мы сами создаем себе проблему. Еще в 2001 году в ходе переговоров о вступлении Украины в ВТО, напоминает Березный, было согласовано предложение украинского аграрного ведомства о введении ежегодной квоты на ввоз сахара-сырца в объеме 260 тыс. тонн со ставкой ввозной пошлины 2%. Это предложение приняли все участники переговорного процесса, кроме Австралии, настаивавшей на увеличении квоты. В 2000—2001 годах эта квота составила 260 тыс. тонн, в 2003 году — 560 тыс. тонн, в 2004-м — 125 тыс. тонн. В 2002 м и 2005-м квоты небыли установлены. Однако на 14 м заседании рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО Украина, по инициативе Минагрополитики, заявила об отказе от квотирования импорта сахара-сырца в будущем. Это тотчас вызвало встречное предложение стран-членов ВТО по существенному снижению таможенной импортной пошлины украинской стороной на сахар и сахар-сырец. И снова наиболее жесткую позицию, по словам Березного, заняла Австралия, которая требует увеличения квоты на ввоз сахара-сырца либо снижения пошлины.
Заместитель министра экономики считает, что позиция Украины в регулировании импорта сахара на отечественный рынок является противоречивой и потому требует срочного согласования. Сейчас в Украине действует достаточно высокая ввозная пошлина на сахар — 50% таможенной стоимости товара, но не менее EUR300 за тонну. Этот уровень защиты очень высокий, подчеркнул Березный, и потому он неприемлем для членов ВТО. Он также напомнил, что при вступлении в ВТО страна должна гарантировать минимальный доступ к внутреннему рынку, который базируется на данных импорта за последние три года. По словам замминистра, в 2003 году Украина импортировала 1,4 млн. тонн сахара, что примерно в семь раз превышает ранее согласованную квоту.
Разумеется, это происходит не от хорошей жизни и напрямую связано с бедственным положением украинской сахарной отрасли, которая давно требует реформирования. В связи с этим Березный вновь, вслед за своим шефом Арсением Яценюком, сослался на соседнюю Беларусь, где в течение пяти лет на уцелевших четырех заводах установили новое оборудование, и теперь они ежегодно производят 600—700 тыс. тонн сахара. А в Украине на 121 завод приходится 1,8 млн. тонн сахара в год… Кто работает продуктивнее, понятно каждому.
Столь частые ссылки на белорусский опыт дали повод генеральному директору Украинской аграрной конфедерации Наталии Погожевой упрекнуть Минэкономики в отсутствии более прогрессивных примеров для подражания и слабом информировании бизнеса. Переговоры по ВТО, как бы там ни было, близятся к завершению, а представители аграрного бизнеса, по словам Погожевой, по-прежнему пребывают в полном неведении относительно последствий для них членства Украины в ВТО. Это подтверждается и результатами социологического опроса, которые привела эксперт Института сельского развития Тамара Осташко. Как показало проведенное в августе-сентябре 2005 года исследование, почти две трети крестьян либо вообще ничего не слышали о ВТО, либо знают только о существовании этой организации. Хорошо осведомленными о ВТО считают себя лишь 11% респондентов.
Вот так, без широкой информированности всех слоев общества и кропотливой работы с парламентариями, правительство думало с ходу взять все барьеры и оформить членство в ВТО в 2005 году. А спешка к добру никогда не приводит. Так, по словам Погожевой, в пакете законов по ВТО был проголосован закон о безопасности пищевых продуктов. Когда приняли его, то спохватились: ведь он, как считает Погожева, наносит «страшный удар» по бизнесу, перерабатывающей и пищевой промышленности. А все потому, убеждена гендиректор, что «закон принимался непрозрачно, не было публичной дискуссии и профессиональной работы (правительства. — Авт. )».
Характерно, что на этом «круглом столе» не звучали дежурные уверения в том, что Украина присоединится к ВТО в этом году: теперь всем ясно, что «поезд уже ушел». Шанс попасть на него, по словам Березного, сохранялся вплоть до октября. Сейчас декабрь, и слабым утешением может служить утверждение замминистра, будто украинская экономика уже работает «в условиях ВТО». Последним несгибаемым оптимистом остается глава государства. На недавней встрече с госсекретарем США Кондолиззой Райс Виктор Ющенко заявил, что Украина ожидает позитивного заявления декабрьского саммита ВТО в Гонконге относительно ее членства в этой организации. Блажен, кто верует...
Выпуск газеты №:
№230, (2005)Section
Экономика