Выборы-2006 и угрозы народовластию
Грядущие выборы депутатов в Верховную Раду Украины и органы местного самоуправления впервые будут проводиться по пропорциональной системе. Это обстоятельство требует особого внимания.
Во-первых, при пропорциональной системе выборов указанных органов власти голосование будет проходить по партийным избирательным спискам кандидатов в депутаты. Причем парламент наделяет политические партии и блоки таких партий исключительными полномочиями по формированию партийных избирательных списков. Поэтому на партийных собраниях, конференциях и съездах граждане — члены партий — могут осуществить свои права на свободное выдвижение кандидатур кандидатов в депутаты и на свободное голосование за очередность избрания кандидатов в депутаты в партийном списке.
В то же время избирательные законы Украины не обеспечивают каждого беспартийного гражданина (а их подавляющее большинство в Украине) возможностью реализовать такие же свои права на этих выборах.
Следовательно указанные особенности формирования избирательных списков существенно ограничат конституционное право подавляющего большинства граждан свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Украины. Эти особенности также существенно нарушат равенство конституционных избирательных прав и равенство перед законом партийных и беспартийных граждан Украины.
Во-вторых, на предстоящих выборах по пропорциональной системе право на участие в распределении депутатских мандатов получат партийные списки, набравшие на этих выборах три или более процентов голосов избирателей (далее — победившие списки). Партийные списки, которые не преодолеют трехпроцентный избирательный барьер (далее — проигравшие списки), не будут принимать участие в распределении депутатских мандатов. Это уменьшит число партийных списков, которые смогут участвовать в распределении депутатских мандатов, по сравнению с такими же выборами без указанного барьера.
Среди победивших списков распределение мандатов будет осуществляться в полном соответствии с количеством избирательных квот, набранных каждым таким списком. Причем под одной избирательной квотой понимается количество голосов избирателей, необходимое для выделения списка одного депутатского мандата.
В то же время в ходе голосования граждан часть проигравших партийных списков также может набрать одну или несколько избирательных квот. Однако депутатские мандаты, соответствующие этим избирательным квотам, все равно будут переданы для распределения между победившими списками.
Следовательно использование избирательного барьера приведет к увеличению числа депутатских мандатов, распределяемых между победившими списками, по сравнению с результатами этих же выборов без указанного барьера. Проигравшие списки лишатся точно такого же количества депутатских мандатов, которое было бы выделено им на этих же выборах без избирательного барьера.
Другими словами, использование указанного барьера приведет к скрытому перераспределению результатов голосования граждан путем безвозмездной передачи победившим спискам тех дополнительных депутатских мандатов, которые будут отняты у проигравших списков.
Важной особенностью избирательного барьера также является то, что он свободно устанавливается и регулируется ведущими политическими партиями через их парламентские фракции.
Таким образом, избирательный барьер является инструментом дискриминации меньшинства граждан, политические убеждения которых не согласуются с избирательными программами и лозунгами ведущих политических партий (блоков таких партий).
О масштабах перераспределения результатов голосования граждан можно судить по официальным результатам голосования по партиям (избирательным блокам) в общегосударственном многомандатном избирательном округе на парламентских выборах по смешанной системе в 2002 году. На этих выборах с помощью четырехпроцентного избирательного барьера Центральная избирательная комиссия изменила результаты голосования почти 15% проголосовавших граждан, то есть — каждого седьмого избирателя в этом округе.
Обобщая все вышеупомянутое, можно сделать следующие выводы. На предстоящих выборах парламента и органов местного самоуправления Украины по пропорциональной системе Верховная Рада Украины наделяет несколько ведущих политических партий и блоков таких партий полномочиями по формированию депутатского состава избираемых органов власти Украины. Причем указанные полномочия, как доказано выше, будут существенно ограничивать конституционные права граждан Украины, что недопустимо в соответствии с Конституцией Украины.
Другими словами это означает, что Верховная Рада Украины на предстоящих выборах наделяет несколько ведущих политических партий и блоков таких партий полномочиями второго носителя суверенитета и второго источника власти в Украине. Причем законодательный орган не принимает во внимание того, что он не имеет полномочий нарушать основополагающее конституционное право народа Украины быть носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине.
Таким образом, существуют правовые признаки несоответствия требованиям Конституции Украины действующих избирательных законов Украины. Однако участие избирателей в голосовании на предстоящих выборах будет означать, что они все же подтверждают правомерность действующих избирательных законов Украины. В результате чего избиратели выразят свое согласие с появлением в Украине второго источника власти и второго носителя суверенитета — нескольких ведущих политических партий и блоков этих партий и, таким образом, — свое согласие с изменением конституционного демократического строя в Украине.
Конечно, после выборов можно будет заявлять, что избиратели до конца не знали всех правовых последствий своего участия в голосовании и что это не допускается Конституцией Украины. Но выборы уже будут «сделаны», и протестующие голоса никто не захочет даже слушать.
Кроме того, еще одним существенным недостатком законодательства Украины является то, что оно не обеспечивает каждого гражданина правом на обжалование в национальных судах нарушений его прав, которые имеют место в действующих избирательных законах Украины. Поэтому для защиты этих прав каждого гражданина Украины автор статьи направил 22.11.05 в Европейский суд по правам человека соответствующее дополнение к своему ранее зарегистрированному заявлению №36944/05. Будем надеяться, что первые положительные результаты этого правового действия будут известны еще до начала голосования на предстоящих выборах.
Выпуск газеты №:
№228, (2005)Section
Почта «Дня»