Мясная игла
Преодолевать инфляцию правительству помогает «дозволенная» контрабанда?
Вчера ровно в девять утра «День» провел на Лукьяновском рынке столицы мини-исследование. Одиннадцать покупателей, восемь женщин и трое мужчин, услышали простой вопрос: растет ли или, наоборот, снижается в последнее время цена на мясо (еще одна женщина, перед тем интересовавшаяся у продавца ценой, отвечать не стала, поскольку, как она сказала, «не может себе позволить покупать мясо»). Остальные распределились почти поровну. Пять человек сказали, что цены «стоят». Другие пять отметили ценовой рост, причем некоторые добавляли «еще какой». А вот мужчина с кавказским акцентом, покупавший мясо «мелким оптом», даже сказал, что оно дешевеет, и признался: «Мы играем на понижение — когда нам говорят 35 гривен — не берем, берем не ниже 33-х». Впрочем, по улыбке девушки-продавца, с которой молодой обаятельный «кавказец» только что торговался, можно было понять, что ее уступка носила не только рыночный характер.
Впрочем, поверхностный мониторинг действующих цен на этом рынке, расположенном в центральном, но все же традиционно рабочем квартале, также показывал, что ценовая динамика относительно спокойна. Парную говядину и свинину, правда, более низких сортов, можно было купить и за 30, и за 25 гривен. На асфальте перед рынком свиную мякоть предлагали за 24, а ребра даже и по 15 гривен. Это сбивало цену на нормальном рынке...
А что влияло на украинский рынок мяса в целом? К положительным факторам можно смело отнести низкие цены на фуражное и продовольственное зерно, которое в этом году тоже идет на корм скоту. Зато мощным отрицательным, хотя сегодня еще почему-то не прочувствованным на рынке фактором должен был стать птичий грипп, до Украины еще практически не добравшийся, но уже основательно перепугавший хозяек. Продавцы курятины на базаре утверждают, что объем реализации у них сократился почти вдвое, и соответственно несколько упали цены — покупатели ушли в говяжий и свиной сектор. Но почему в этом случае (при росте спроса, вызванном также и ростом доходов населения) не повысились цены на «непернатое» мясо?
Есть основания утверждать, что за это нам стоит благодарить правительство, бдительно охраняющее граждан от инфляции, а себя — от их реакции на этот показатель на выборах. По некоторым данным, в октябре ценовая динамика будет относительно невысокой, поскольку, в частности, ее мясной сегмент удалось каким-то образом приглушить. Вопрос в том — чем?
В начале ноября парламент отклонил закон о продовольственной безопасности. Словно никаких угроз на этом фронте и не предвидится, или, наоборот, они куда более грозные по сравнению с предлагавшимися проектом мерами по их обузданию. Думай что хочешь... А чиновники тем временем могут влиять на продовольственную безопасность по своему усмотрению... Вот они и открыли ворота для массированной контрабанды. Еще в начале октября украинские производители мяса просили руководство страны способствовать прекращению контрабанды мяса и мясопродуктов в Украину. Но программа «Контрабанда — стоп!», с таким трудом воплощавшаяся в реальность, по-видимому, была разрушена одним росчерком пера или, может быть, даже телефонным звонком. Границу ежедневно пересекали тысячи тонн говядины, свинины, птицы, что грозило разрушением мясного рынка государства, вело к убыточности многих хозяйств, предприятий, ферм. Неоднократные лабораторные экспертизы контрабандной мясопродукции свидетельствовали о многочисленных фактах нарушений, опасных для здоровья потребителей, и особенно — детей. Ветеринары сообщали об угрозе дестабилизации эпизоотической ситуации на территории страны в связи с контрабандой. Мясокомбинаты, заявляли руководители крупных хозяйств, еще сохранивших в своем составе животноводческую отрасль, «перестали брать нашу свинину, наверное, есть мясо со стороны по более низкой цене и более низкого качества». Правительство практически не реагировало, хотя производители просили его защиты.
Но разве у нас кого-то вообще слышат? Тем более, когда для этого имеются веские причины. Чиновники хорошо понимают, что мясо, которое отвергли крупные отечественные комбинаты, появится на базарах, и они смогут рапортовать о том, что сбили инфляцию. И действительно, в октябре цены на мясо и птицу снизились на 0,6%. Победа! Но не случайно посетители базаров этого в большинстве не заметили. А кто посчитал, сколько при этом потерял из-за ввоза контрабанды бюджет? Словом, правительство, решая проблемы страны, опять, как не раз уже бывало в нашей истории, использовало принцип «Тришкиного кафтана». А это, как известно, негодный подход не только для модельеров верхней одежды, но и для тех, кто пытается бороться с инфляцией. Мясной ценовой «пик» преодолели, но, как сказал «Дню» руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий, «вирус инфляции переместился на сегмент услуг, цены на которые выросли с начала года на 12,7%». «Он (вирус) сидит в поведении естественных монополий, — возмущается эксперт. — Это благодаря им темп роста цен на услуги почти сравнялся с мясным (18,3%). Транспорт выдал рост на 23%! Это даже больше, чем по мясу». А чтобы сдержать мясо, страну посадили на контрабандную иглу. «Я думаю, что вклад этого фактора очень большой», — подтвердил Литвицкий версию «Дня». Выслушав вопрос корреспондента «Дня» Марины Брикимовой о ценовой перспективе по мясу на ноябрь, заместитель министра Сергей Мельник признался, что ситуация еще только обсуждается, и ответить не смог.
Выпуск газеты №:
№204, (2005)Section
День Украины