Лесь ТАНЮК: «Власть всегда оказывается меньше, чем революция...»

Среди правительственных кресел, которые после смены состава Кабмина довольно долго оставались пустыми, и кресло министра культуры и туризма. Почему-то так складывается, что культура в нашей стране всегда развивается «по остаточному принципу». Так было в советские времена, и сейчас особенно нам хвастаться нечем. Да, возможно, не все удалось реализовать, потому что сменилась команда. Но почему даже принятые законы о спонсорстве, меценатстве, театральном деле не действуют? Чего ждать и когда, наконец, произойдет прорыв? Скоро нам всем снова придется пережить выборы. Выиграет ли от этого культура? Нужно ли привлекать к агиттурам художников? Об этом и о другом — наша беседа с известным политиком, известным режиссером, народным депутатом, главой комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады, президентом Союза театральных деятелей Лесем Танюком.
— Новый министр культуры в наследие от своей предшественницы Оксаны Билозир получил несколько непростых дел, которые нужно решить. Как вы считаете, нужно ли кинематографистов отделить от Минкульттуризма?
— Во всяком случае, сегодня такой вопрос стоит на повестке дня. Уже состоялось совещание в Кабмине по вопросам развития украинского кинематографа у вице-премьера по гуманитарным вопросам Вячеслава Кириленко. Было решено создать рабочую группу, которая бы дала свои предложения о переходе к продюсерской системе организации и финансированию кинопроизводства национальных фильмов при поддержке государства. Рассматривался вопрос «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно поддержки национальной кинематографии)» и тому подобное. Насколько я знаю, готовится и соответствующее правительственное решение. Но мне кажется, что все снова спустится на уровень не отдельного Госкомитета кино, а отдельного Департамента кино, у которого будет какая-то самостоятельность, но все же входить, как структура, в Министерство культуры и туризма. Проблема в другом: кто его возглавит? Будет ли у кинематографистов отдельный финансовый счет? А это пока что непонятно.
— Сейчас у Минкульттуризма много проблем. По вашему мнению, за что нужно браться в первую очередь?
— Мне кажется, что должна состояться кадровая чистка и замена людей. Сейчас там совсем нет аппарата. Я имею в виду профессионалов-управленцев. Нужно пану Лиховому по каждому разделу искать себе хороших заместителей, которые бы не просто тянули министерскую «повозку», а имели хороший профессиональный опыт, знание всего «поля», и не забивали бы, как в футболе, мяч в собственные ворота.
— А такие управленцы есть? Захотят они работать?
— Есть, и немало! Проблема только в том, что никто «из верхов» ни с кем не советуется. Сегодня все делается где- то там — на «сиятельных вершинах». Кто-то кого-то увидел, кому-то подмигнул, что-то сказал, а потом государство расплачивается за такие назначения... В министерском кресле только раз сидел стратег в культуре — Иван Дзюба, но он долго не выдержал бюрократических шпаргалок и вынужден был уйти. Фактически после Ивана Дзюбы в украинской культуре никакой стратегии не было. Были люди, тянувшие каждый одеяло на себя, у каждого был какой-то свой арсенал, так сказать, стрельбы и заказов. А это неправильно...
— В июне принят новый закон «О театрах и театральном деле». Почему он не действует?
— Закон о театрах действительно есть, но все законы о культуре, к сожалению, вызывают у меня тревогу, когда их нужно воплощать в жизнь. Потому что начинаются разные экономические препятствия. Нет четкого механизма о налогах, о льготах: что можно театрам делать, а чего нет...
У нас закон о меценатах и о спонсорах действует еще с 1997 года. Но другие налоги такие большие, что деловым людям невыгодно заниматься меценатством и спонсорством. Хотя есть большие фирмы и банки, которые перечисляют независимо от этого закона немалые суммы. Например, некоторые донецкие фирмы поддерживают фестиваль «Звезды мирового балета», который проводит Вадим Писарев. Поверьте, это огромные суммы... Дело в том, что закон не поощряет среднего мецената. Поэтому мы хотим изменить этот закон, чтобы там была цифра не 4% необлагаемого налога, а до 20%. Но когда мы говорим, что нужно позволить спонсорам и меценатам перечислять больше процентов, то нам церберы бюджета говорят, что это будет «черная дыра», в которую все бросятся, чтобы перечислять на культуру, и бизнесмены не будут платить налоги государству. Я же говорю налоговикам, что мы только выиграем, и ничего страшного не будет. Людей, любящих и знающих культуру, всего 2% в мире, даже в Америке бизнесменов-театралов и меломанов — 1,5%. Поэтому не все бросились в меценаты, а страхи налоговиков — это их мифологема.
— Новое правительство стало более закрытым. Министры уже не проводят конференции для прессы каждую неделю. Будут ли слушанья в парламенте о проблемах культуры, искусства, наследия?
— Слушанья в парламенте обязательно будут. Сейчас готовим слушанье о защите окружающей среды, заслушаем правительство об его действиях относительно Хортицы (там недавно был совершен акт вандализма, — сожгли казацкий крест. — Ред.), как продвигается это дело. Но, к сожалению, сейчас наступает самый трудный период в жизни государства — выборы. Вы знаете, я думаю, что новый закон «О меценатстве», который мы сейчас готовим, как раз под выборы пройдет. Потому что каждая партия захочет показать себя с лучшей стороны, как она заботится о культуре, духовности нации.
— Некоторые политологи и депутаты считают, что нужно принять закон, который бы запрещал использовать артистов в политических акциях. Такой документ может пройти в ВР?
— Нет, это пустые разговоры. Артист — натура творческая. Сегодня он поет оду «правым», завтра — «левым». Разве можно ему запретить проявить свою любовь к какой-то партии или лидеру?
— Но ведь хорошо известно, что туры, которые организовывают партии, проходят не бесплатно, и за свои выступления артисты получают деньги. Последние выборы вообще разделили художников на «оранжевых» и «бело-голубых». Некоторые и до сих пор между собой не общаются. А вспомните гастроли соседей (Баскова, Киркорова), которые также агитировали за Януковича...
— Ну как вы определите: агитирует артист по своим убеждениям или только потому, что получил определенную сумму?.. Другое дело, что мы в ВР действительно сделали несколько дополнений к законам. В них говорится, что деятелей искусства не нужно вносить в партийные списки, если они не собираются ставать депутатами, заниматься политической карьерой. Пусть сами определяются, быть авторами законов или просто авторами...
— Ваш прогноз: кто на этих выборах выиграет?
— Я думаю, что середина на половину. Где-то по сто человек приведет НСНУ и БЮТ, коммунистов будет 4% — не больше. Думаю, что процентов 5 возьмут социалисты, может, в ВР пройдут еще 2-3 небольшие партии. Но желанного большинства, которое сегодня нужно в парламенте, не будет. Возможно, если бы не раскол между Ющенко и Тимошенко, такое большинство могло бы появиться... Жаль, что так произошло. Нужно было и В. Ющенко, и Ю. Тимошенко в самом начале остановиться, но машина уже набрала обороты...
— Получается, новый состав Верховной Рады также может оказаться неэффективным?
— К сожалению, да. Сегодня мы абсолютно не убеждены, что новый парламент будет лучше предыдущего. Единственная положительная, на мой взгляд, тенденция: в первом составе парламента коммунистов было 239 чел., во втором — 182, в третьем — 120, в четвертом — 58, а в пятом их должно быть еще меньше.
— Когда восстал Майдан, у многих людей было такое впечатление, что мы все вместе осуществили какой-то прорыв, и дальше все в Украине пойдет лучше. Однако сейчас многие разочарованы...
— Власть всегда оказывается меньше, чем революция. Борются одни, а к власти приходят потом другие. Власть делали представители духовно-морального климата Украины, но у них не было денег. Сейчас Ющенко все-таки сделал ставку на тех, у кого есть деньги, а не идеи. Сегодня власти идеи не нужны. К власти не пришла национально ориентированная аристократия. Нет среди нее ни Лины Костенко, ни Евгения Сверстюка, не пришли люди, которые верят в Василия Стуса, Вячеслава Чорновола. Зачем им сейчас портить свое доброе имя? Их нет во власти, даже в референтах, консультантах. А пришла кругленькая буржуазия, пузатый НЭП, как после революции в 1917 году. История повторяется...
Выпуск газеты №:
№200, (2005)Section
Подробности