Историк Роман СОЛЬЧАНИК: Нации не рождаются, а строятся...
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20051013/4188-6-1.jpg)
Роман Сольчаник — историк, аналитик, исследователь. Его родители — родом с Галичины. Сам он сейчас проживает в США. После недолгого визита в Украину Роман Сольчаник отбыл в родную Санта-Монику (штат Калифорния). Перед своим отъездом побывал в редакции газеты «День», так как имеет с ней заочные, но тесные связи. Пан Роман рассказал «Дню», что читает газету с самого дня ее основания. Потом обрадовался появлению Всемирной сети интернет. И газета «День» в это же время разработала свой сайт в интернете — www.day.kiev.ua. Кроме того, и это, по- видимому, самое главное, Роман Сольчаник, когда заканчивал аспирантуру в Мичиганском университете, познакомился с Джеймсом Мейсом, которого «День» помнит и чтит как консультанта газеты, как человека, который всю жизнь, не имея ни капли украинской крови, был украинцем по духу. Напомним, что профессор Джеймс Мейс добивался признания Голодомора 1932—1933 гг. геноцидом украинского народа. У Джеймса и у Романа преподавал американский историк, известный профессор Роман Шпорлюк, который сейчас работает в Гарвардском университете. Кроме того, господин Сольчаник долго работал аналитиком на «Радио Свобода» в Мюнхене (Германия). «Он — из тех людей, которые выступали за свержение советской системы, — говорит о коллеге Юрий Шаповал и продолжает: — причем он делал это не прямолинейно, не с позиций линеарного национализма. Он делал это с цивилизационных позиций, сравнивая систему ценностей...» На этот раз Роман Сольчаник приехал в Украину за опытом — пишет очередную книгу.
«А в общем, я живу сам по себе, — говорит Роман Сольчаник, — и не являюсь членом никакой диаспорной организации», — добавляет он. Единственная иммиграционная организация, в которой он состоит, — футбольный клуб в Нью-Джерси — «Чорноморська Січ». О впечатлениях от Киева, об исследовании и о его оценке ситуации в стране «День» и расспросил Романа Сольчаника.
— Я с самого начала довольно скептически относился к оранжевым событиям и к происходящему нынче в Украине. Во время выборов 2004 года я увидел абсолютно необоснованную эйфорию, особенно среди украинской диаспоры в Америке. Наиболее ярко это было заметно, когда, открывая какую-то американскую газету, я видел фразы наподобие: «все хорошо», «демократия процветает», «родилась новая украинская нация». Во-первых, нации, я считаю, не рождаются, а строятся.
— Вы восприняли последние перемены в стране как аналитик с опытом. Значит, вы понимаете, какие проблемы этому предшествовали и каких последствий можно ожидать. А также, по-видимому, имеете определенные «рецепты»?
— С самого начала мне было ясно, что команда, которая называлась «единой», не могла таковой быть. Они просто могли хорошо сотрудничать. Позже начались скандалы.
— Многие, смотря ТВ и читая прессу, еще больше запутываются в происходящем сейчас в стране. Возможно, вы знаете?
— Я не знаю, но я могу подтвердить ваше мнение. Люди как-то дезориентированы и чувствуют разочарование после той эйфории, которую они ощущали во время оранжевой революции. Я думаю, люди боятся, потому что они не знают, что будет дальше. Тот знаменитый меморандум, который Президент подписал с Партией регионов, — также пугает и настораживает людей...
— Вы теперь работаете над книгой. О чем она?
— Украина, Молдова, Беларусь имеют определенные исторические связи с Западом. Задача книги — проанализировать, что произошло после получения этими странами независимости и какие процессы происходят в тех странах, которые должны решить, в каком направлении им дальше двигаться. Процессы, происходящие сейчас в Украине, говорят о том, что она все-таки выберет прозападное направление, независимо от того, кто будет стоять во главе государства. Но дело в том, что ЕС к Украине настроен субъективно. Один мой коллега сказал как-то, что «Украина слишком бедная, слишком большая и слишком советская, чтобы взять ее в ЕС». Поэтому в первую очередь нужно стать украинцами, а потом уже европейцами. Следовательно, в книге я стараюсь изучить шансы всех трех стран войти в Европу.
— В международных научных кругах можно выделить большую группу советологов и знатоков России. А есть ли выразительное течение, которое изучало бы Украину?
— Конечно. Появилась абсолютно новая генерация людей, которые не имеют никакой генетической или этнической связи с Украиной. И Джеймс Мейс был первым из них. На сегодняшний день есть 10—20 человек, которые сведущи в украинской проблематике. Это очень много для Америки. И среди них много молодежи. Вспоминаю, что в мое время или даже немного раньше было немодно писать диссертации по украинской проблематике. Если хотели сделать карьеру, это было нежелательно. Но теперь, как показывают приведенные мною цифры, такого уже нет. И это — показательно.
Выпуск газеты №:
№188, (2005)Section
Общество