«Логика в момент подписания этого закона отдыхала. Возможно, даже за рубежом»

Как уже сообщалось, осудив неприкосновенность народных избранников всех уровней, Президент на следующий день подписал закон, которым эту неприкосновенность распространил на депутатов местных советов (коих в Украине по некоторым данным около 250 тысяч). А еще на следующий день заявил, что обратится в Конституционный Суд для получения заключения о конституционности этого документа. Таким образом глава государства дважды за три дня побывал в оппозиции к самому себе.
В принципе, столь странному поведению Виктора Ющенко нетрудно найти объяснение. В частности, «неотложное введение в действие» этого закона было одним из пунктов памятного меморандума согласия между Ющенко и Партией регионов. Вследствие чего складывалось ощущение, что речь шла исключительно о неприкосновенности Донецкого облсовета и его председателя Бориса Колесникова. С другой стороны, Президент сделал почти все (кроме своевременного вето), чтобы показать, что он «против неприкосновенности депутатов любого уровня». В частности, несколько раз лично заявил об этом в интервью журналистам. В том числе и на вчерашней пресс-конференции. Не оставить сомнений в том, что новая власть против расширения «касты неприкасаемых чиновников», по всей вероятности, призвано также заявление министра внутренних дел Украины Юрия Луценко о том, что он может подать в отставку, если Конституционный Суд Украины не отменит решение о предоставлении неприкосновенности депутатам местных советов.
Как восприняли изменения статуса депутатов местных советов в регионах? Об этом — в опросе, подготовленном собкорами «Дня».
Анатолий БЛИЗНЮК, заместитель председателя Донецкого областного совета, заместитель председателя Донецкого областного отделения Партии регионов:
— Думаю, что подписание президентом изменений к Закону «О статусе депутатов местных советов» — это шаг на пути к прекращению политических репрессий. Депутатская неприкосновенность позволит людям не бояться идти на выборы под флагами оппозиционных партий и открыто высказывать свою точку зрения.
Норма о депутатской неприкосновенности существует во многих европейских странах. При этом она защищает не только депутата, но и мнение людей, которые ему доверили представлять их интересы в органах местного самоуправления.
Ренат МУХАМЕДЖАНОВ, председатель Днепропетровского областного центра по вопросам прав человека:
— Откровенно говоря, я шокирован тем, что Президент Ющенко подписал закон о предоставлении статуса неприкосновенности депутатам местных советов. Еще недавно новая власть заявляла, что объявила войну коррупционерам, пыталась привлечь к ответственности местных руководителей, а теперь выдала им индульгенцию? Ведь если задуматься, среди депутатов местных советов нет простых граждан, там уже давно и прочно засело начальство районного, городского или областного уровня, а также бизнесмены, которые не прочь попользоваться бюджетными деньгами и коммунальным имуществом. Если учесть, что весной 2006 года в местные советы депутатов будут избирать, как и в парламент, по партийным спискам, то можно себе представить, сколько будут стоить места в списке. Теперь в местные советы ринется весь криминалитет, хотя и до этого депутатов нельзя было назвать ангелами.
Игорь ЖИТИНСКИЙ, секретарь Донецкого горкома КПУ:
— В этом вопросе есть два аспекта. С одной стороны, неприкосновенность для депутатов всех уровней нужна, потому что лишь она подчас может спасти от бесправия, царящего в стране. Но, с другой стороны, из-за этого в депутаты будет рваться весь криминалитет. А зачем бандитам неприкосновенность?
Андрей СЕНЧЕНКО, депутат Верховной Рады Крыма, лидер движения «Прозрачная власть»:
— Пример с тем, как наш Президент сначала пропустил срок ветирования законопроекта о неприкосновенности депутатов местных советов, а потом подписал его, а теперь готовит обращение в Конституционный Cуд, — еще одно лишнее свидетельство непоследовательности самого Президента Виктора Ющенко и низкого уровня работы его администрации. Это очевидно для всех. Но сам по себе вопрос гораздо сложнее. Именно Крым в полной мере испытал на себе пагубность депутатской неприкосновенности в середине 1990-х годов, когда в Советы всех уровней любой ценой пролезали представители организованных преступных группировок и просто люди, которые не в ладах с законом. Если на уровне Верховной Рады Украины эти вещи еще в определенной мере оправданы, тем более, что они по закону не имеют также права совмещать депутатскую работу с другими видами деятельности, то на уровне местных советов ситуация совсем иная. В том числе в Верховной Раде Крыма. Здесь половина депутатского корпуса так или иначе работает либо в руководстве правительства, либо в составе министерств, либо мэрами городов и главами администраций в районах — ситуация вообще кошмарная. Получается, что одни и те же люди сами себе утверждают планы или сами для себя принимают постановления, за счет налогоплательщиков эти планы выполняют, сами же (будучи депутатами) себя контролируют, сами же заслушивают свои же отчеты. И если все это сверху «накрыть» еще и депутатской неприкосновенностью, то тогда мы ни денег в казне не найдем, ни крымской земли, ни собственности. Тогда это будет коммунизм для ограниченной и малочисленной группы избранных. Крым возвратится в середину 1990-х годов, ведь в силу этого обстоятельства с неприкосновенностью, ожесточенность борьбы за депутатский мандат опять перейдет в криминальное русло и, кроме прочего, честных выборов нам уже после этого не видать. Эта ситуация, думаю, характерна для любого региона, а не только для Крыма. Украина рискует в силу этого решения просто приобрести полностью криминализированную власть…
Елена СТЯЖКИНА, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета:
— Хороший комментарий к событию есть в рассказе Дж. Оруэлла «Скотный двор»: «Все животные равны, но одни равнее, чем другие». Этот закон, несомненно, поднимет «цены на места» в советах местных уровней. И это должны хорошо понимать люди, которые будут интеллектуально обслуживать предвыборный процесс. Если этот закон — «паршивая овца демократии», то с нее надо постараться получить хотя бы клок шерсти. А вообще — печальное зрелище. Правая рука не знает, что делает левая. В «революцию» идут с лозунгом «отменим депутатскую неприкосновенность в Верховной Раде», а возвращаются, добавляя неприкосновенности местным советам. Если на этом пути не останавливаться, то неприкосновенность можно будет распространить на милицию, налоговую, суды, прокуратуру. И тогда демократический принцип равенства всех перед законом можно смело отменить вместе с Конституцией, а жить будем по закону всемирного тяготения. Думаю, что логика в момент подписания этого закона отдыхала. Возможно, даже за рубежом.
Михаил НЕМОВ, председатель Хмельницкого городского союза предпринимателей и промышленников:
— Говорят, что уже подорожали места в партсписках на депутатские мандаты всех уровней представительской власти.
Прежде, чем подписать, Президент публично заявил, что он — против иммунитета для «слуг народа». Где же логика и последовательность? Как человек, который на виборах-2004 душой болел за Виктора Ющенко, я стремлюсь не растерять веру в искренность его намерений. Поэтому ищу ответы на эти вопросы относительно логики и последовательности. Если бы не подписал, то якобы закон и без этого вступил бы в силу? Теперь Президент объявил о своем намерении обратиться в Конституционный Суд. Следовательно, он таки против депутатской неприкосновенности?..
Так сложились обстоятельства, что в те же дни, когда в обществе начала разворачиваться дискуссия вокруг этого подписанного закона, в Хмельницком городском совете поднялся скандал. Один из депутатов высказал подозрения относительно отсутствия прозрачных действий в распределении бюджетных средств, распределении и приватизации земельных участков и коммунального имущества. Сослался и на какое-то уголовное дело, возбужденное по факту такого подхода. Другой депутат ему ответил наподобие того, что «сам такой». И тоже назвал некоторые факты. Попахивает коррупцией. Как же бороться с этим зверем, если среди главных подозреваемых общественностью — неприкосновенные?
Алим ШИРИНСКИЙ, депутат Донецкого областного совета:
— Считаю, что такое предоставление неприкосновенности депутатам всех уровней, по меньшей мере, не будет соответствовать этому статусу. Дело ведь не в неприкосновенности или ее отсутствии, а в том, как депутат работает. И никакого принципиального значения в этом смысле неприкосновенность не имеет.
Выпуск газеты №:
№184, (2005)Section
Подробности