Болонскому процессу — осмысленный подход
Приживаются ли новые правила в высшей школе?
Завтра начинается новый учебный год. Для отечественной высшей школы он примечателен тем, что и преподавателям, и студентам придется осваивать на отечественном образовательном поле новые европейские правила игры — в мае текущего года Украиной был подписан Договор о присоединении к Болонскому процессу. Напомним, что Болонский процесс зародился в мае 1998 года, когда у четырех европейских стран (Англии, Германии, Италии и Франции) возникла идея о повышении конкурентоспособности европейского образования. Как европейскую молодежь, так и азиатскую все больше притягивала американская система образования. В ней был упор на практические знания, а это давало возможность побыстрее начать работать. Классическое же образование прославленных европейских университетов было рассчитано на основательную подготовку по базовым наукам, что и отталкивало молодых прагматиков.
Большинство европейских стран включились в Болонский процесс еще в 1999 году. Они договорились о том, что не будут создавать единую схему образования для всех стран, но сделают возможным переход студента (и преподавателя) из вуза одной страны в вуз другой, а дипломы любой страны, входящей в Болонский процесс, будут общепризнанными на территориях этих государств. К 2010 году образовательное пространство Европы предполагается превратить в единое и тем самым приблизить создание единого европейского рынка труда.
Уже с 1 сентября в вузах страны вводится кредитно-модульная система. Согласно ей весь массив знаний по предметам поделен на отдельные части — модули. Специальные комиссии следят за тем, чтобы один и тот же материал не изучался на разных курсах и чтобы студент имел возможность моделировать траекторию собственного обучения, учитывая сочетаемость того, что уже выучил, с тем, чем хочется овладеть в будущем. Для этого в каждом вузе для каждой специальности разрабатываются такие вот пакеты-навигаторы, помогающие ориентироваться в новых правилах обучения. Уже в этом году изменится и соотношение между самостоятельной работой студентов и работой с преподавателем в пользу первой. Все изменения, связанные с включением в Болонский процесс, будут нацелены на создание прямой связи рынка труда с рынком образовательных услуг. Насколько же наши отечественные стандарты высшей школы соответствуют времени? Что позитивного и негативного можно ожидать от участия нашей страны в Болонском процессе? «День» предложил ректорам известных вузов страны поделиться своим «практическим» видением данных проблем.
Анатолий МАЗАРАКИ , доктор экономических наук, профессор, ректор Киевского национального торгово-экономического университета:
— За годы независимости мы уже дважды разрабатывали и утверждали свои стандарты для высшей школы, так что уже имеем определенный опыт, который нам подсказывает, что нужна система преобразований. Рынок труда складывается по своим объективным законам и не зависит от наших желаний и нашей воли. Этот рынок вводит в нашу жизнь новые профессии. Существует и такая вещь, как классификатор профессий. Однако мы в Украине в него каких-то системных изменений уже лет десять не вносили, и поэтому нужно начинать с уточнения перечня профессий. Нужно установить, какие новые профессии и новые квалификации дал нам рынок. После этого нужно создать новый перечень направлений подготовки по специальностям, а затем уже вырабатывать стандарты обучения под этот перечень.
Выпуск газеты №:
№156, (2005)Section
Панорама «Дня»