Конституция «фаст-фуд»
К чему может привести политическая спешка в Ираке?Политическая ситуация в Ираке развивается таким образом, что вполне вероятна задержка с конституцией, которая должна быть разработана до 15 августа. Возможно, нет и ничего удивительного в том, что так трудно конституционно-демократическим путем «слепить» в одно целое религиозно и культурно различные шиитские, суннитские и курдские территории. Исходя из этого, несколько членов комитета, которые готовят текст новой конституции Ирака, заявили, что их группа неспособна сгладить основные расхождения к середине месяца.
Противостояние мыслей в Национальных собраниях усилилось после того, как к теме конституции добавились еще и вопросы парламентских выборов в стране, проведение которых запланировано на декабрь этого года. В соответствии с временным законом, которым теперь руководствуются в Ираке, подготовленная конституция должна быть вынесена для одобрения на общенациональный референдум. После этого должны состояться парламентские выборы.
Очевидно, что задержка с конституцией серьезно «спутала» бы американские планы. Это не только сорвало график, по которому США планируют уменьшать свое прямое присутствие в Ираке, но и подобная отсрочка подтолкнула бы исламских мятежников к новым терактам и разрушила бы общественное доверие к новому правительству. Однако, как считает Махмуд Отман, один из ведущих курдских политиков, Ирак требует больше времени. По его мнению, иракцы не должны жертвовать смыслом и содержанием ради скорости. Они же хотят конституции по принципу «фаст-фуда», сказал Отман с иронией.
Между тем разработка конституции является приоритетным заданием для правительства премьер-министра Ирака Ибрагима Джафари. Но процессу ее подготовки препятствовала задержка на несколько месяцев формирования администрации Джафари и продолжение переговоров относительно включения представителей арабских суннитов в подготовку конституции. Однако наиболее разительные разногласия возникли вокруг вопросов о том, сколько реальных полномочий должна получить власть в регионах и центральное правительство, каким должно быть распределение доходов от нефти и какой должна быть роль ислама в законодательстве.
Понятно, что курдские политические деятели стремятся к выстраиванию такой системы, которая бы соответствовала почти полной автономии, которой мог пользоваться курдский север с 1991 года. Также они надеются решить спорный до сих пор вопрос относительно нефтяных доходов с территории Киркуку. Сален Матлак, суннитский представитель в комитете по подготовке конституции, называет требования курдов нереальными, поскольку они несут угрозу объединенному Ираку. «Курды должны быть реалистами, — подчеркнул он, — пока что никто не даст им того, чего они требуют сейчас». По его мнению, во время подготовки конституции стоит прекратить прения относительно федерализма и вернуться к этому вопросу позже.
Но курдские политические деятели, полностью осознавая, что их позиция никогда не сможет быть такой сильной, как сегодня, настроены добиться существенных уступок теперь. Другие иракские политики уверены в том, что договоренностей можно будет достичь вовремя. Возникшие проблемы не требуют детального изучения, они были известны и раньше. Просто необходимо найти в себе силы прийти к непростому компромиссу, который будет основываться на взаимных уступках.
Тем временем женские активистки во главе с иракским послом в Египте Сафией Талеб встретились со спикером Национального собрания Хачимом Хассани, чтобы лоббировать защиту в новой конституции женских прав. Предложенные ранее проекты конституции предоставляли приоритеты религиозным и племенным законам, которые ставили женщин в дискриминационное положение в вопросах брака, развода и наследования имущества. Ради объективности необходимо признать, что при Саддаме Хусейне женщины имели почти такие же права, как и мужчины. Проект новой конституции Ирака должен узаконить квоту присутствия женщин в будущих законодательных органах — не меньше гарантированного минимума в 25%. Споры же по вопросам разводов и наследований должны рассматриваться в гражданских, а не в религиозных судах, часто принимающих сомнительные решения.
Среди других нерешенных проблем — роль религии в общественной и политической жизни. Некоторые шиитские лидеры хотят, чтобы страна получила название — Иракская исламская республика, они стремятся к тому, чтобы ислам был определен как главный источник законодательства страны. Однако рассуждения американской стороны абсолютно четки. Конституция, референдум и следующие парламентские выборы — это составные цепи длительного политического процесса, который должен победить исламских мятежников. И это тоже предварительное условие вывода 138-тысячного американского военного контингента из Ирака. Хотя американские эксперты и помогают проектировать иракскую конституцию, но, конечно, сами иракцы должны принимать основной закон своего государства.
В конечном счете, принятие конституции — это один из реальных шагов восстановления полной суверенности иракского государства. Понятно, что сейчас Ирак нуждается в присутствии на своей территории американских военных. И хотя их присутствие подталкивает мятежников к терактам, но в то же время оно защищает мирное иракское население. Почти 1800 американских военных отдали свою жизнь за новый демократический Ирак. Получение основного закона, который будет уважать права всех жителей Ирака независимо от рода, этнической принадлежности или религии, будет важным шагом к созданию нации, которая больше не убивает своих граждан и не вторгается на территории соседей.
В то же время американская стратегия закрывает глаза на иракские противоречия, которые невозможно решить к установленным заранее срокам. А это не может не вызывать обеспокоенности. Под давлением США иракцы, конечно, могут принять «fast- food» конституцию, однако расхождения во взглядах иракских общин так быстро ликвидировать не удастся. Игнорирование этого фактора создаст реальный риск начала гражданской войны после вывода американцами военного контингента из Ирака. Самым лучшим содействием продвижению демократического процесса в Ираке является урегулирование разногласий между стремлениями этнических и религиозных групп, что и должен отразить основной закон страны. Если референдум по утверждению новой конституции состоится, как и запланировано, 15 октября, то только при условии, что к политическому процессу в Ираке будут привлечены все имеющиеся в наличии политические, этнические и религиозные силы.
Выпуск газеты №:
№141, (2005)Section
День Планеты