Неюбилейное кино
Сегодня в Москве открывается XXVII международный кинофестивальКинематографическая жизнь столицы России достигла своего традиционного пика. Таковым является Московский кинофорум, что вместе со всеми сопутствующими мероприятиями традиционно занимает вторую половину июня.
Последние два года дали повод для разговоров о некоем кризисе фестиваля — так, юбилейный 25-й ММКФ отличался на редкость слабой конкурсной программой, на прошлогоднем же был достигнут высочайший представительский уровень, в частности приехали Квентин Тарантино с Девидом Керрадайном и Эмир Кустурица. Однако программа по- прежнему оказалось на редкость слабая, к чему добавилась еще и чехарда с организацией — многие привлекательные внеконкурсные ретроспективы попросту отменили, показ особо востребованных фильмов ограничили одним сеансом и т. д. Впрочем, это все можно было бы списать на эхо юбилея — ведь давно уже наблюдается такая закономерность, что именно юбилейные выставки либо фестивали получаются не очень удачными — круглая цифра, очевидно, тяготит особым грузом ответственности...
Сейчас же вроде бы все должно наладиться. По крайней мере, организаторы поработали над тем же конкурсом. В него вошли 17 картин, сделанных режиссерами из очень разных национальных кинематографий. Итальянец Джузеппе Пиччони, известный у себя на родине как производитель психологических драм, представлен картиной «Желанная жизнь». Это — традиционное для него исследование на тему «мужское-женское», осложненное на сей раз еще и киношным фактором: ведь главные герои — актеры, снимающиеся в любовной драме и устраивающие между собой такую же драму в жизни.
Неподалеку от Италии — вполне кинематографичная Скандинавия. Финская «Вечная мерзлота» (режиссер Аку Лухимиес), очевидно, вдохновлена сюжетами знаменитого Аки Каурисмяки. Герои фильма — также маргиналы, неудачники: компьютерные хакеры, взламывающие чужие сайты, забулдыги. Среди прочего, стоит отметить, что уже дебют Лухимиеса «Неприкаянный» (2000 г.) имел значительный кассовый успех, равно как и его второй художественный фильм «Витая в облаках» (2002 г.); а в прошлом году молодого фильммейкера избрали «режиссером года» у себя на родине. В то же время у его коллеги из соседней Швеции, Рубена Остлунда, жизнь была намного более сложной. Так, его биография гласит, что родился он в 1974 году на острове у побережья Швеции, где были запрещены... кино и телевидение. Поэтому свой первый фильм Рубен посмотрел в 19 лет. Той же причиной, очевидно, объясняется и странное название его первого полнометражного фильма «Гитара- монголоид», и необычный, рваный стиль, в котором выполнена эта работа.
Насквозь политической — о скитаниях палестинских семей — является картина «Последняя луна» (режиссер Мигель Литтин), что, впрочем, неудивительно: ведь это довольно экзотическая копродукция — Чили/Мексика/Палестина. Кроме того, по биографии самого режиссера можно писать триллер — родился в Чили в семье палестинцев, после пиночетовского переворота 1973 года Литтин был вынужден покинуть страну, за пределами Чили поставил несколько картин, среди которых — экранизация романа лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсии Маркеса «Вдова Монтьель», запрещенная на его родине. В Московском фестивале участвует уже в третий раз, в 1983 году за картину «Альсино и кондор» получил здесь главный приз и продолжил работать за границей. История двух палестинских семей.
Меньше политики, зато больше абсурда в чешско-германо-словацких «Хрониках обыкновенного безумия». Режиссер Петр Зеленка считается в Чехии одним из самых ярких представителей молодого кинопоколения. Фильм снял на основе собственной, довольно популярной в своей стране пьесы. Получилось нечто вроде черной — местами даже очень черной — комедии.
Абсурда (зачастую — кровавого) хватает и в Узбекистане; несмотря на это, там снимают довольно сносное кино. По крайне мере, таков фильм Юсупа Разыкова «Девичий пастух» — о подростке, всюду вынужденном, согласно местным обычаям, сопровождать свою дальнюю родственницу. Разыков, как и большинство состоявшихся режиссеров бывшей советской Средней Азии, — ученик Сергея Соловьева, что дает довольно любопытные результаты на экране.
А несомненным лидером конкурса, очевидно, будет датско-германо-франко- британский фильм «Дорогая Венди». Неудивительно, ведь его постановщик — датчанин Томас Винтерберг, ближайший соратник Ларса фон Триера и сооснователь знаменитого кинодвижения «Догма-95». Более того, «Дорогая Венди» снят по сценарию Ларса фон Триера, что заметно по простому изложению событий фильма: молодой парень Дик (его роль исполняет восходящая британская звезда Джейми Белл) живет в бедном шахтерском городке Истерслоуп. Случайно оказавшийся в руках пистолет вызывает в его мировоззрении странные перемены. Дик ощущает странное, неодолимое влечение к оружию, идущее, казалось бы, вразрез с его пацифистскими взглядами. Вместе с такими же, как он, одиночками американского захолустья Дик организует тайный клуб «Дэнди», основанный на принципах пацифизма: «никогда не обнажать оружие» — его основное правило. Однако вскоре членам тайного клуба предстоит осознать, что правила существуют для того, чтобы их нарушать.
Это — лишь наиболее яркие фильмы конкурса. Несомненно, конкуренцию лидерам может составить фильм «Левой, левой, левой!» (режиссер Казем Маасуми, Иран) — стоит лишь вспомнить, каких успехов достиг иранский кинематограф в последние годы на международных фестивалях, или остросатирический «Чамскраббер» независимого американского режиссера Арье Посина. Хозяева фестиваля представлены картиной «Космос как предчувствие» бывшего документалиста Алексея Учителя, зачем-то подавшегося в игровое кино. Получается это у него пока не очень убедительно, хотя актерский состав в картине как обычно, силен: Евгений Миронов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов, Елена Лядова.
Вновь будет и параллельный конкурс — «Перспективы». Здесь — только дебютанты, начинающие таланты из США («Как девушки Гарсия провели лето», режиссер: Джорджина Гарсиа Ридель), Германии («Нетто», режиссер Роберт Тальхайм), Японии («Семеро невинных», режиссер Данкан), Кореи («Фактура кожи» режиссер Ли Сун-кан), Аргентины («Принц Гомес», режиссер Эрнан Гонcалес Иглесиас), Чехии («Акула в голове», режиссер Мария Прохазкова), Австралии («Вдовец», режиссер Кевин Лукас), Франции («Пока не поздно», режиссер Лоран Дюссо). Наверняка особый интерес в этой программе вызовет российская фантасмагория под названием «Пыль» (режиссер Сергей Лобан) — нечто невообразимое о секретных экспериментах на людях. Одну из ролей здесь сыграла столь культовая персона, как Петр Мамонов, а главную партию исполнил Алексей Подольский — участник последнего спектакля Петра Николаевича.
Конечно же, настоящий ажиотаж будет сопровождать показ подборки гала- премьер — ведь здесь все лучшее и притом свежайшее: последний Вим Вендерс («Входите без стука») и Франсуа Озон («Время прощания»), Сидней Поллак («Переводчица»), целых две картины неоднозначной Клер Дэни («К Матильде» и «Незваный гость»), а также (синефилы уж трепещут) призера последних Канн — «Скрытое» непредсказуемого и жестокого Михаэля Ханеке (приз за режиссуру), и «Мандерлей» Триера — хотя призов в Каннах и не получивший, но менее интересным от того не ставший. Немало народу придет на «8 с половиной фильмов», где покажут, в частности, триумфатора последней Венеции, «Веру Дрейк» британского классика Майка Ли, обладателя Золотой пальмы — драму «Дитя» братьев Дарденн и изысканную картину канадского независимого режиссера Гая Меддина «Самая печальная музыка на свете» — о последней можно сказать, что это тот случай, когда лучше не только видеть, но и слышать, чем читать об этом. Ну и, наконец, для любителей экстрима — «Азиатский экстрим», впечатляющий парад японской, китайской и корейской жестокости, достойно венчаемый альманахом «Три экстрима».
И все это — не упоминая отдельных русских программ, посвященных как хитам, так и экспериментам, историческим ретроспективам, и многого другого.
В любом случае, отдаленность от круглых дат фестивалю явно пошла на пользу.
В заключение следует сказать, что «День» обязательно опубликует более подробный отчет о ходе кинофорума.
Выпуск газеты №:
№108, (2005)Section
Культура