Перейти к основному содержанию

Чья пилюля более горькая

Сегодня депутаты обсудят проблемы наркомании
13 июня, 21:27
ПОТРЕБИТЕЛЯМ НАРКОТИКОВ В УКРАИНЕ — КАК ПРАВИЛО, НЕ БОЛЬШЕ 30 ЛЕТ. ЕЖЕГОДНО, ПО ДАННЫМ МИЛИЦИИ, ОНИ СОВЕРШАЮТ ДО 18 ТЫСЯЧ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Около 500 тысяч украинцев, 120 тысяч смертей ежегодно, объем рынка более 400 миллионов долларов... Вероятно, именно эти цифры назовут сегодня в парламенте, где состоится день правительства, посвященный борьбе с наркоманией. Наверняка всплывет и тот факт, что, по оценкам экспертов, ежегодно число наркозависимых в Украине увеличивается на 10—15%, большинство из них — подростки. И, вопреки работе специализированных департаментов, правоохранительных органов, а также доброй сотни общественных организаций, за последние десять лет незаконный оборот химических веществ возрос почти вшестеро.

Сегодня же, не секрет, борьба с наркоманией стала для тех или иных сил неплохим способом заявить о себе. Особенно популярна тема так называемой заместительной терапии. Действительно, в том, что врач не отучает пациента от наркотика, а просто предлагает ему другой, есть что-то крамольное. И оппонентов метадоновых и бупренорфиновых программ (именно эти препараты выступают основными «заместителями») понять можно: дескать, это шаг к легализации наркотиков. Но с другой стороны, — почему на Западе такую терапию воспринимают вполне спокойно? К примеру, по данным Международного альянса ВИЧ/СПИД, к заместительным программам в мире сегодня привлечено 600 тысяч клиентов, из них в странах Европы — до 400 тысяч. Там же считается, что каждый вложенный в эти программы доллар может сэкономить от четырех до семи. Объясняется же это довольно просто. Как рассказывает менеджер медицинских программ международного фонда «Возрождение» Денис Полтавец, во-первых, пациент, получая наркотик от врача, вряд ли пойдет покупать его у криминальных дилеров. А значит, уменьшится наркопреступность и сократится объем рынка наркотических веществ. Во-вторых, заместительная терапия позволит эффективнее бороться с ВИЧ/СПИДом. Ведь в Украине за последние пять лет число инфицированных возросло на 500%, и 80% из них — как раз потребители инъекционных наркотиков. «Сегодня теми или иными профилактическими программами охвачено всего 15% наркоманов. Сделав заместительную терапию массовой, а обмен шприцов — повсеместным, динамику распространения ВИЧ/СПИДа можно было переломить», — убежден Д. Полтавец.

Конечно, не все так просто. Есть и другие аргументы. Например, в Норвегии, по данным местного института судебной медицины, ежегодная смертность людей, в чьей крови обнаружили метадон, возросла с одного случая в 1997 году до 25 случаев — в 2001-м. К тому же, «метадоновые оппоненты» заявили о том, что потребление препарата не исключает интерес к другим наркотикам. Отсюда передозировки, комы и смерти. Кроме того, заместительная терапия подходит лишь потребителям опиатов, да и то с как минимум десятилетним стажем.

В Украине экспертов смущает еще один нюанс: черный рынок препаратов заместительной терапии. Как считает исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Семен Глузман, при нынешних обстоятельствах и закрытости врачей-наркологов препараты-заместители могут стать для них еще одной статьей дохода. Да и в целом, по мнению С. Глузмана, у нас принципиально неправильно подходят к проблеме наркомании. В то время как, скажем, в Европе стараются отстранить врачей от процесса лечения (их заменяют психологи, социальные работники), у нас, наоборот, происходит все большая медикализация. Реабилитационные центры в стране хоть и имеются, но нельзя сказать, что они «ставят» на психологическую работу. При этом, по мнению специалистов, именно от нее зависит 80% эффективности лечения.

Так или иначе, но в Министерстве здравоохранения считают, что Украина еще не готова к внедрению заместительной терапии. Как подчеркнул недавно «главный врач страны» Николай Полищук, «она не излечивает от наркомании и не гарантирует того, что медики прекратят нелегально торговать наркотическими препаратами». Заместительная терапия лишь способствует уменьшению преступности и количества ВИЧ-инфицированных. Посему, по мнению министра, право на существование имеют пока лишь пилотные проекты, и их финансирование — дело фондов, а не бюджета.

Один из таких проектов сейчас завершается в Херсонской области — регионе, где показатель ВИЧ-инфицированности населения на 12% превышает среднеукраинский, а наркомании — на 10%. Завершается потому, что запасов препарата-«заместителя» — бупринорфина — осталось всего лишь на месяц. Проект, инициированный программой развития ООН, был рассчитан на год. За это время заместительную терапию испытали на себе 43 человека, из которых 13, по уверениям врачей, уже даже и не вспоминают о нелегальных наркотиках. Суточную дозу бупренорфина медики постоянно снижают. И родители пациентов утверждают, что у тех впервые появляется желание работать и учиться.

Но продолжать нет денег. Недавно подобный проект был презентован Международным альянсом ВИЧ/СПИД и фондом «Відродження» на средства скандально известного в Украине Глобального фонда. Правда, среди приоритетных регионов Херсонской области не оказалось. Родители пациентов сегодня готовы даже сами платить — 150 долларов в месяц и приблизительно 900 за курс. Но из-за скользкого статуса препарата договориться о закупках «простым смертным» нереально. Фонд «Возрождение» обещает ситуацию исправить — включить в Херсонскую область в «приоритеты». Но в то же время регулярность поставок лекарства никто не гарантирует...

...Пациенты Херсонского наркодиспансера на встрече с журналистами оптимистично заявляли: этот недуг можно преодолеть. Они с увлечением рассказывали о созданном ими клубе «Пробуждение», в планах которого — даже читать школьникам лекции о вреде наркомании. А еще о том, как устраиваются на работу и обзаводятся семьями. По их словам, увидев результаты, бывшие «коллеги» также готовы лечиться. Только теперь, похоже, уже некому им в этом помочь...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать