Перейти к основному содержанию

Человек, не способный адаптироваться к несправедливости

26 мая, 19:24

Недавно исполнился год как безвременно ушел от нас Джеймс Мэйс — правозащитник, американский ученый, профессор, исследователь украинского Холокоста. Начав с изучения ее прошлого, Джеймс Мэйс фактически стал гражданином Украины — он с болью сердца переживал ее поражения на пути к истинной демократии и искренне радовался успехам. Журналисты газеты «День» имели честь несколько лет сотрудничать с этим неординарным американцем, обмениваться с ним мнениями и привыкли видеть в нем не только коллегу, но и единомышленника.

Заниматься современной историей Украины Джеймс Мэйс начал еще в те времена, когда Советский Союз казался незыблемым и никто и не подозревал, что «царство это уже оценено, взвешено и разделено» (библейское «мене, текел, упарсин»). Результатом его исследований стал четырехтомный труд: один том документальных исследований, основанных на архивах, вывезенных во время Второй мировой войны в Германию (советские архивы были тогда недоступны для исследователей), и три тома страшных свидетельств тех людей, которые пережили голод. Один из таких свидетелей голодомора рассказал, выступая на юбилее господина Мэйса, как этот американец, слушая воспоминания о страданиях украинских людей, плакал.

Типичной чертой г-на Мэйса была неспособность адаптироваться к несправедливости, где бы она ни проявлялась, — в США, в Украине или в любом другом месте земного шара. Этим он ярко отличался от многих из нас — от тех людей, которые либо привыкают к ужасному «порядку вещей», либо болеют за справедливость избирательно — в зависимости от обстоятельств, национальности или времени. Джеймс всегда придерживался своих высоких моральных стандартов, чем привлекал к себе людей. Очень точно сказал бывший политзаключенный, литератор, ученый, общественный деятель Евгений Сверстюк: «Необязательно быть украинцем, чтобы делать добро Украине. Нужно быть просто Человеком». К сожалению, обратное утверждение также правильно — сколько было и есть на свете украинцев, которые приносят своей Родине только зло! Это либо безразличные люди, либо такие, кто предпочитает забыть трагические страницы нашей истории и тем самым вычеркивает из истории не только эти страницы, но и саму Украину. Это люди, которые до сих пор живут в удушливом тумане ностальгии по старому режиму и считают тот режим истинным раем на земле (в медицине это называется «аберрацией» — отклонением). Будто не их предки (бунтари-казаки) еще в средневековье создали систему коллегиального самоуправления — назовем ее «демократической» — и жили в соответствии с ней! И всегда считали, что лучше погибнуть от пуль, чем подчиняться захватчикам.

Изучать проблемы и трагедии Советского Союза Джеймс Мэйс начал смолоду, еще в университете — его докторская диссертация «Коммунизм и дилеммы национального освобождения. Национальный коммунизм в советской Украине 1918—1933 годов» была опубликована Гарвардским университетом. Когда г-н Мэйс начал заниматься проблемами искусственного голода в Украине 30-х годов, сразу выяснилось, что самые главные источники информации, то есть аутентичные документы СССР, абсолютно недоступны, засекречены. Поэтому молодой ученый начинает не только масштабные исследования но и, фактически, расследование, продолжавшееся всю его жизнь. В 1986 году он стал исполнительным директором американской комиссии президента Конгресса США по изучению голода в Украине. Тогда же Джеймса заметила советская пресса и заклеймила его обычным советским «джентльменским» набором прозвищ — «фальсификатором истории», «лгуном», «коварным другом украинцев» и др. Это было немалое отличие в глазах порядочных людей! А на Западе его работы были изданы в нескольких странах и на многих языках.

Когда в новейшие времена Джеймс Мэйс получил разрешение приехать в Украину, он пополнил свои научные труды несколькими томами рассказов очевидцев и жертв украинского голодомора. Поэтому неудивителен тот отклик, который вызвала безвременная смерть Джеймса Мэйса; жена покойного писательница Наталья Дзюбенко рассказывает, что получила сотни телеграмм с соболезнованиями едва ли не со всех континентов.

Ниже мы приводим несколько мыслей Джеймса Мэйса из материалов, написанных им для газеты «День».

«В Украине все еще нет рыночной экономики — из-за формальной и особенно неформальной (теневой) роли госструктур, монополизации (легальной и нелегальной) и отсутствия защиты со стороны закона рыночных трансакций. Инвестор, который приезжает в эту страну из так называемого «свободного мира», просто не знает, что он здесь покупает, и если он будет считать, что может контролировать приобретенную собственность, его могут бесцеремонно выгнать прочь, вернув ему, как правило, девальвированные гривни, и пожелать счастливого пути. Пока в бывшем СССР дела идут именно так, можно забыть о серьезных инвестициях с Запада. Остается только смотреть, как власть имущие покупают, дают взятки и тянут все, что плохо лежит».

«Конечный результат любых выборов в Украине вызывает у меня не очень большой оптимизм. Ибо я считаю, что украинское общество, которое должно делать здоровый выбор, более чем нездорово. Но я искренне ценю прилагаемые усилия».

«После шести лет моего пребывания в Украине я не могу не видеть, что жизнь здесь идет по другим законам, чем в Америке или Западной Европе. Не могу не видеть изменений и не осознавать, что не все они — к лучшему. Моя задача как преподавателя (Киево-Могилянская академия), в частности, американской политологии заключается вовсе не в том, чтобы доказать совершенство американской системы, которая совершенной не является. Но необходимо признавать, что на сегодняшний день — это достаточно успешная система. Несмотря на все плюсы и минусы».

«Стоит и необходимо судить украинскую действительность по стандартам цивилизованного западного мира. Ведь, справедливо это или нет, такой мир является доминантным на нашей планете. И если народ нового независимого государства хочет на этой планете жить достойно, нужно адаптироваться к успешным экспериментам человечества».

«Я — историк, меня тянет туда, где веют ветры истории. Сильный и бурный ветер истории сегодня дует над Украиной. Многое решается именно здесь. Не только будущее новообразованной страны, но также будущее Европы. А возможно, — а я уверен, что непременно, — и мирового сообщества. Речь идет не только об открытии нового рынка или нового политического раздела, или новой ориентации. Речь идет, в первую очередь, о том, что перед целым миром откроются высокие духовные вершины Украины. И это будет хотя бы частичной компенсацией талантливому и трудолюбивому народу за те дороги страдания, которыми он шел в течение веков. Я об этом мечтаю, я на это надеюсь».

«Я горжусь тем, что после Второй мировой войны Америка сделала свой скромный вклад в возвращение Германии к своей подлинной сути — страны Гете, Бетховена и Моцарта — из того кровавого ужаса, в который ее ввергли нацисты».

«Я давно пришел к выводу, что независимо от того, как мы называем Бога — Иеговой, Аллахом или как-нибудь еще, не существует каких-либо оснований для того, чтобы воевать или убивать друг друга. Как историк по образованию, я знаю, что тысячу лет назад при взятии Иерусалима крестоносцы пролили море мусульманской крови и при этом считали, что поступают правильно, — ведь это была кровь всего лишь неверных. Это было тысячу лет назад. Хотелось бы надеяться, что за прошедшее время изменились не только технологии, но и человеческие, общественные и политические моральные ценности».

«Все меняется со временем. Нужно только время, желание и определенная дружеская помощь стран-членов ЕС, чтобы в будущем у Украины появились шансы на вступление в эту организацию. Поэтому не все члены ЕС стремятся закрыть перед нею двери так плотно, как этого хотелось бы некоторым другим».

«Я уважаю «День» за гражданскую отвагу говорить правду, какой бы горькой она ни была. За аналитический ум, за то, что «День» освещает проблемы науки, культуры, экономики, политики при полной ориентации на мнение читателей. За то, что в критическое и судьбоносное для украинцев время газета является хоть и маленьким (и не одиноким), но мужественным островом правды и свободной мысли. С нами — наш читатель».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать