Цена доверия — 130 миллиардов
Кто заплатит жертвам... Сбербанка
Население Украины уже практически смирилось с потерей своих сбережений в Сбербанке СССР. И даже не верится, что через 13 лет после этого грандиозного «кидка» у кого-то появились планы восстановить справедливость. Как стало известно «Дню», в ближайшее время парламент намерен рассмотреть законопроект, согласно которому в течение последующих 13 лет украинцам вернут 130 миллиардов их сбережений. Впрочем, вернут — это, наверное, слишком громко сказано. Сначала 22 миллиона бывших вкладчиков Сбербанка СССР (или их наследников) превратят во владельцев ценных бумаг...
Такое предложение сделали народные избранники на круглом столе под названием «Как ускорить процесс возмещения обесцененных сбережений граждан Украины?».
Как рассказала народный депутат, глава парламентской комиссии по финансово-экономическому обоснованию источников и механизма возобновления сбережений граждан Екатерина Фоменко, сначала следует признать этот долг государственным (что до сего времени не сделано), а уже затем оформить его компенсационными облигациями. Это будут государственные ценные бумаги с правом на свободное обращение на вторичном рынке. Облигации будут погашаться, в первую очередь, участникам войны и боевых действий.
Ежегодно в расходную часть госбюджета на эти цели планируется включать 1,5% от ВВП. По словам Фоменко, такая цифра взята вовсе не с потолка. Ее предложило Минэкономики, исходя из того, что в бюджете 2005 года на возврат сбережений выделено 1,5% от ВВП или 6,5 миллиардов гривен. В таком случае, при условии, что темпы роста внутреннего валового продукта не упадут ниже плинтуса, на возврат сбережений потребуется 13 лет. А то и меньше, учитывая обещание Президента Виктор Ющенко, заложить в госбюджет 2006 года на возврат сбережений 12 млрд. грн.
Но это еще далеко не все радости, которые сулят вкладчикам. По словам Екатерины Фоменко, согласно законопроекту о возврате утраченных сбережений, коммерческим банкам будет предоставлено право «скупать раньше оговоренных в облигациях сроков эти ценные бумаги ниже номинальной стоимости, так сказать с дисконтом». В этом случае вкладчик получит деньги сразу и сейчас, но меньше. «Даже если вкладчик получит эти деньги с 40% дисконтом и положит их на депозит по существующим сегодня ставкам, то в результате он все равно получит сумму вдвое больше, чем та, которую он потерял при дисконтировании», — по-маниловски прогнозировала народный депутат и добавляла, что банки от этого также не пострадают, поскольку смогут использовать эти бумаги в качестве обязательных резервов банка, необходимых ему для рефинансирования Нацбанком. Итак, банковская система получит еще один финансовый инструмент, который оживит рынок ценных бумаг в стране. Правда, можно думать, не все банкиры будут довольны тем, что именно НБУ будет регулировать граничный размер дисконта. Но зато при этом искушение снова кинуть обманутых вкладчиков будет значительно меньше. По словам народного депутата Василия Надраги, опыт внедрения новой пенсионной системы показал, что в абсолютном большинстве случаев пожилым людям, на долю которых приходится основной процент утерянных сбережений, никто ничего не объяснит. Им просто предложат какие-то суммы. Но если банкам придется конкурировать за эти ценные бумаги, то дисконты будут уменьшаться. Выходит, от жесткости госрегулирования будет зависеть не только материальное положение граждан, но и возврат доверия к государству. Прежде чем вкладчики получат свои ценные бумаги, парламенту придется внести изменения в закон о ценных бумагах и фондовой бирже. Ведь компенсационные облигации пока что законодательством не предусмотрены.
Правда, у этой проблемы есть и другая сторона. Если законопроект будет принят и заработает, то для «Ощадбанка Украины», по словам начальника его управления по возврату сбережений граждан Любови Романенко, это обернется колоссальными затратами, связанными с инвентаризацией 55 миллионов счетов. «Надо все экономически правильно выписать, — остужает она пыл обещающих. — Облигации должны называться беспроцентными, потому что такие ценные бумаги обычно предполагают еще и какой-то доход. Из бюджета должны быть выделены средства на создание рабочих мест в «Ощадбанке» и на инвентаризацию счетов. Потому что вся информация сегодня остается на бумажных носителях». По мнению Романенко, с 2006 года этот закон просто физически не может заработать. Срок его ввода в действие надо передвинуть, чтобы иметь возможность по требованию выдавать человеку облигацию в соответствии с проиндексированным остатком.
Впрочем, это не единственная проблема. По словам народного депутата Владимира Майстришина, есть опасность, что при возврате сбережений рынок захлебнется в деньгах. «Если сумма выплат достигнет 8-13 миллиардов гривен в год, то ежемесячно в оборот будет поступать дополнительный миллиард гривен. И это, без сомнения, подогреет инфляционные ожидания, — прогнозирует он. — Нужно все прописать так, чтоб эти средства направлять на обучение, строительство, погашение коммунальной задолженности».
Выпуск газеты №:
№90, (2005)Section
Экономика