Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Единое окно» против «единого кармана»

16 мая, 20:20

«Единое окно» погранично- таможенного пропуска заработало на прошлой неделе в Одесском морском торговом порту. Как отметил на церемонии начальник ОМТП Николай Павлюк, «организовать схему оформления контейнеров через так называемое единое окно — одно из основных требований президентской программы «Контрабанда — стоп!». Прозрачные двери и постоянно ведущаяся видеозапись работы сотрудников контролирующих органов, собранных в одном месте, должны, по мнению министра транспорта Евгения Червоненко, отбить охоту брать взятки в каком бы то ни было виде. «Единое окно» — не просто упрощение таможенного режима. Это победа морали, за которую мы боролись», — торжественно заявил министр. А начальники таможенной и пограничной служб Украины Владимир Скомаровский и Николай Литвин, также присутствовавшие на открытии, активно убеждали журналистов, что «единое окно» будет противодействовать ввозу наркотиков, оружия и контрабандных товаров. Начальники служб выступили с инициативой премировать пограничников и таможенников за задержание контрабандных грузов и даже выплачивать определенный процент от стоимости задержанной партии. Ответом на это был глухой ропот в толпе предпринимателей и самих таможенников, прекрасно понимающих, чем может закончиться в нынешних условиях такая игра в «неворуйку».

Открытие нового пункта пропуска в Одесском торговом порту происходило одновременно с запуском первой очереди первого и пока единственного в Украине транзитно-грузового терминала. По словам Евгения Червоненко, в условиях жесткой конкуренции Украина не имеет права создавать препятствия на пути прохождения контейнеров, иначе страна станет неконкурентоспособной в этой сфере. По данным министра, на Украину приходится всего 2,3% мирового оборота контейнеров. «Контейнеры — груз будущего. Грузопотоки — как вода: они обогнут плотину и пойдут куда угодно, но не через Украину. Это наше преступление перед детьми. Нужно сделать все, чтобы через Украину, в частности через Одесский порт, пошли грузопотоки», — заявил министр транспорта и связи. Новый терминал был построен в рекордно короткие сроки. В его строительство было вложено около 15 миллионов гривен. В этом году планируется освоить еще более 40 млн. ТГТ занимает территорию более 3,18 гектара, на которой расположены автостоянка на 100 мест, единый офис, в котором собраны все контролирующие службы, со складским модулем и смотровой рамой, позволяющий одновременно досматривать девять контейнеровозов. Пропускная способность терминала — более 500 машин в сутки. По словам специалистов, введение таможенно- грузового терминала, работающего по принципу «единого окна», позволит сократить время обработки и оформления грузов в среднем на 30%. В частности, время для контроля импортных контейнеров должно уменьшиться с 24—36 часов до 12-ти, экспортных и транзитных — с 24—16 часов до шести. Предполагается, что будет исключен простой автотранспорта. Открытие даже первой очереди транзитно-грузового терминала, по словам начальника Одесского морского торгового порта Николая Павлюка, поможет до конца года примерно на 40% увеличить количество контейнеровозов, проходящих через предприятие.

Нужно сказать, что, в отличие от министров и чиновников, предприниматели — хозяева грузов хоть и отмечали преимущество упрощенной системы оформления, эйфорию по поводу отмирания взяток не разделяли. А на высказывание о том, что «единое окно» лучше и эффективнее «единого кармана», реагировали однозначно: «Конечно, лучше — окно ведь шире».

Неоднозначно воспринимается в регионе и кадровая чистка, затеянная новым руководством Таможенного комитета. Она не только «вымыла» целый ряд профессионалов, но и создала обстановку всеобщего недоверия и подозрительности, что не могло не сказаться на работе таможенной структуры. По словам начальника Одесской таможни Александра Симонова, за последние несколько месяцев были уволены 180 из 903-х сотрудников бывшей Черноморской региональной таможни. Еще 112 сотрудников ликвидированной ЧРТ дают пояснения правоохранительным органам. Тех, кто окажется невиновным в правонарушениях, обещано вернуть на работу.

Сегодня в Одесском порту находится рекордное число контейнеров — 5,6 тыс. В ближайшее время еще в двух морских торговых портах Одесской области — в Ильичевске и Южном — предполагается создать транзитно-грузовые терминалы, аналогичные открывшемуся сегодня в Одесском МТП. Из Одесского порта планируется вывести перевалку всех опасных химических грузов и перевести эти терминалы в порт Южный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать