Метод «кнута и... мотора»
Антон КЛИМЕНКО: «Мы так привыкли быть революционерами, что часто выговариваем слово «революция» с четырьмя «р»…
Известный в Донбассе предприниматель и доверенное лицо Виктора Ющенко по 42-му округу (центр Донецка) Антон Клименко позвонил в редакцию «Дня» сам. Напомним, его имя упоминалось в интервью «Дню» главного редактора газеты «Остров» Евгения Талышева, где, в частности, шла речь о вспыхнувшем в перерыве учредительного съезда партии «Народный союз «Наша Украина» конфликте между вновь избранным руководством партии и членами донецкой делегации. Поэтому г-н Клименко попросил предоставить ему возможность рассказать читателям нашей газеты о своих планах на будущее, своем видении событий учредительного (мартовского) съезда НСНУ в Киеве, а также изложить свои взгляды на перемены в стране и Донецком регионе.
— Как вы расцениваете то, что происходит в связи с «делом Колесникова»? Что это, с вашей точки зрения, — «политический заказ» или «чисто криминальное дело»?
— Вообще-то, я не хотел бы комментировать действия правоохранительных органов... Лично я объективно могу и должен сказать, что я безгранично уважаю Бориса Викторовича как личность. Это талантливый менеджер, управленец... А точки над «i» в его деле должен расставить суд. Именно суд должен дать оценку его действиям и действиям правоохранительных органов. Но уже сейчас я могу сказать, что избранная мера пресечения — арест — объективна. Если же в поступках Колесникова был криминал, то пусть это установит суд.
Единственное, что вызывает тревогу, — ситуация в регионе. Социальная обстановка очень тяжелая, она достаточно сильно политизирована. Однако я надеюсь, что в ближайшем будущем обстановка разрядится.
— Экскурс в недалекое прошлое: что, на ваш взгляд, произошло на мартовском учредительном съезде НСНУ в Киеве? Почему в Донбассе формировалось две делегации?
— Где-то за две недели до съезда на согласительном совете политических партий и общественных организаций — участниц процесса по созданию партии «Народный союз «Наша Украина» был определен состав организационного комитета, который занимался подготовкой к учредительному съезду. Главой комитета был назначен Юрий Ехануров. Этот согласительный совет определил и квоты представительства каждой области на съезде. Понятно, что у Виктора Андреевича Ющенко как у народного Президента огромное количество сторонников. И самое большое здание в Киеве — Дворец спорта — не могло вместить даже сотую их часть. Поэтому организационный комитет принял решение о квотировании делегаций. Я лично считаю, что оно было достаточно объективным: в зависимости от вклада той или иной области в победу Виктора Андреевича были определены и квоты. Квота Донецкой области составила 200 делегатов. Приблизительно за неделю до съезда Евгений Иванович Талышев был поставлен в известность, что ему как председателю Донецкого отделения организации «За Украину, за Ющенко!» в составе официальной делегации определена квота в 10%. То есть — 20 человек. От меня как руководителя официального оргкомитета Евгений Иванович получил и приглашения, и билеты на съезд НСНУ. Он же предоставил мне список из 20 человек, которые и вошли в состав официальной делегации.
Мне тяжело понять, какие мотивы двигали Талышевым, но вместе с ним на съезд прибыло около 250 человек. И эти люди также были названы делегацией от Донецкой области.
Учитывая это, а также тот факт, что подобное произошло не только с делегацией Донецкой области, центральный оргкомитет пошел на то, чтобы, даже вопреки санитарным и пожарным нормам, доставить еще какое-то количество кресел, выдать еще какое-то количество приглашений и уже в качестве гостей пригласить в зал приехавших на съезд по собственной инициативе… По сути, никаких аргументированных претензий у людей, которые кричали мне «Ганьба!» и пытались занять сцену, ко мне не было. С большинством из них после съезда я встретился лично. У меня сложилось впечатление, что им просто представили ситуацию таким образом, будто всех делегатов некий Клименко поделил на «более достойных» и «менее достойных». Поэтому кто-то не попал на съезд и мерз на улице.
Что касается нашего знакомства с Талышевым, то я с уважением отношусь к нему как к журналисту и считаю, что вклад газеты «Остров» в победу Виктора Андреевича весьма ощутим. Я всегда приглашал Евгения Ивановича к диалогу, всегда говорил о том, что политика — это искусство достижения компромисса, а не строительство тупиков…
— А что вы можете ответить тем, кто вменяет вам в вину «политический туризм» — ваш богатый опыт сотрудничества с разными политическими силами?
— Политика ведь весьма динамична и развивается вместе с обществом, вместе с жизнью. Могу сказать, что с начала своей деятельности в политике, с 1996 года и до 2005-го я всегда находился в оппозиции к режиму Леонида Кучмы. Я всегда работал с теми игроками или политиками, которые в определенный момент были наиболее яркими представителями оппозиционной идеи. Так, в 1996 году самой, пожалуй, яркой оппозиционной партией была «Громада», а в 2001 году партией, которая в наибольшей степени отражала идею предпринимательской оппозиции, была, с моей точки зрения, партия «Яблоко». Позже я был абсолютно уверен в неизбежности прихода новой власти и наиболее ярким ее представителем считал Виктора Ющенко и его команду.
— Кроме способа формирования делегаций, часть представителей Донетчины была недовольна еще и методами создания партии, которое, по их мнению, прошло «кулуарно». Согласны ли вы с этим?
— Категорически не согласен. С большинством представителей местных штабов, активистами, доверенными лицами кандидата в президенты Виктора Ющенко, представителями общественных организаций и политических партий механизмы и принципы формирования новой партии широко обсуждались задолго до съезда.
— Как вы в целом оцениваете новую партию?
— Уверен, что НСНУ станет мотором и плеткой новой власти, ибо нет обязательств более важных, чем обязательства перед украинским народом. Убежден, что ничьи амбиции не должны вставать на этом пути.
— По вашему мнению, каким образом НСНУ может оправдать возлагаемые надежды?
— Необходимо настроиться на конструктив и созидание. Долгое время мы все (и я в том числе) работали на разрушительной идеологии, то есть старались «разбить» режим Кучмы. Мы так привыкли быть революционерами, что часто выговариваем слово «революция» с четырьмя «р»… Увы, не каждый, кто может хорошо говорить на митингах, вести за собой людей, в состоянии потом строить новую жизнь и новое общество. Мы создаем широкую народную коалицию. Диалог возможен. Да, будет много конфликтов, много организационных недоразумений, но я уверен, что каждый, кто является действительным сторонником народного Президента Ющенко, каждый, кто хочет сделать что-то полезное для нашего общества, найдет себе достойное место в партии. Не найдет места тот, кто видит партию как инструмент для достижения собственных целей.
— Это прекрасно, но в последнее время внутри донецкой коалиции «Сила народа» слишком много конфликтов. Примером могут служить разногласия по кадровому вопросу. Не считаете ли вы, что это может быть свидетельством определенного разочарования в действиях новой власти?
— Любая коалиция предполагает жаркие споры, и диалог внутри нее — это нормально. В донецкой коалиции «Сила народа» нет ярко выраженного лидера, который был бы способен своим авторитетом привести большинство позиций к общему знаменателю. Что же касается кадров, то я не раз говорил, что новая власть должна быть не только прозрачной, открытой, но и профессиональной. А право на руководство людьми надо еще заслужить. Я всегда говорил представителям «Силы народа» здесь, в Донбассе: это ошибка — думать, что мы здесь что-то выиграли и чего-то достойны. В Донецкой области нами кампания была проиграна — 96% донетчан поддержали Януковича и Партию регионов. Однако история и украинский народ подарили нам шанс и ровно год для того, чтобы всем вместе опровергнуть навязанные идеологемы, все эти мифы и слухи, которые муссировались во время избирательной кампании Ющенко.
Во-вторых, всех участников коалиции можно разделить на две категории: на тех, кто движим своими амбициями и с приходом новой власти надеется занять свое место под солнцем, и на тех, кто действительно боролся и борется за победу ценностей Майдана. Наверное, не получившие каких-то преференций чувствуют себя обиженными, расстроенными, «кинутыми». Те же, кто не ставил во главу угла преференции и должности, радуются тому, что изменения в нашей стране все же начались.
— Однако некоторые прежние сторонники новой власти уже заявили о своем уходе в оппозицию к ней. Тот же Евгений Талышев говорил о вызревании в стране некоей «третьей силы», которая станет конструктивной и деятельной оппозицией действующей власти. Как вы к этому относитесь?
— Я вообще к оппозиции очень хорошо отношусь. Без нее невозможно нормальное развитие общества. Только тут тоже надо кое-что понимать. Демократия и вседозволенность, пространное критиканство и конструктивная оппозиция — это разные вещи. Оппозиция по принципу «все плохо и все пропало» конструктивной называться не может.
— Партия регионов, по вашим словам, безоговорочно победила в Донбассе в 2004 году. Не кажется ли вам, что шансы на победу в 2006 у нее здесь тоже очень высоки?
— Меня часто критикуют за то, что я веду диалог с Партией регионов. Но, по-моему, это нормально. Ненормальной является позиция, когда прячешь, как страус, голову в песок и говоришь: «Партии регионов нет. Я ее не вижу». Или: «Все синие плохие, все оранжевые хорошие!» Это неправильно. Опять отсутствие диалога, опять конфликт. В Партии регионов есть очень много хороших, действительно достойных людей. Вопрос — почему они оказались именно там? Это их жизненная позиция, которую мы должны уважать. И если мы истинные демократы по сути, а не на словах, то мы обязаны с этим считаться. Правда, в Партии регионов есть люди, которые не просто боролись за Януковича (это их право, их позиция), а поливали грязью Ющенко, давили на простых работяг и студентов, люди, которые, в общем-то, перечеркнули все ценности демократического общества. С такими диалог невозможен.
Что же касается выборов-2006 в Донецкой области, то, я думаю, у нас есть шанс побороться с Партией регионов. Надеюсь, уже в течение ближайших трех-четырех месяцев многие почувствуют на себе значительное улучшение уровня жизни. Каждый избиратель увидит, что и с русским языком все в порядке, и американские самолеты никого не бомбят, и войска НАТО не вступили на территорию Украины, и Донецкую область никто не обнес колючей проволокой, а дружба с Россией стала теплее и равноправнее. Стабильность никуда не делась, а социальный уровень жизни растет с каждым днем. Правда, приход любой новой власти на первом этапе всегда связан с определенным организационным хаосом… Быть может, мы победим не сразу, может, не в 2006 году, но я уверяю вас, что в 2010 году в Донецкой области НСНУ одержит безоговорочную победу над Партией регионов.
— Что в планах Донецкой организации НСНУ на ближайшее будущее?
— Проведем учредительную конференцию, которая будет абсолютно прозрачной, а лидер будет избран тайным, к тому же альтернативным, голосованием. На место лидера региональной организации претендуем и я, и Талышев. Будут и другие претенденты.
Выпуск газеты №:
№65, (2005)Section
Подробности