Перейти к основному содержанию

Тенора расслышали не сразу

24-летний Дмитрий Попов блеснул на сцене Ковент-Гардена
23 февраля, 20:37
ТАТЬЯНА АНИСИМОВА И ДМИТРИЙ ПОПОВ В ОПЕРЕ «ДЖОКОНДА» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

После трансляции концерта в честь инаугурации Президента Украины Виктора Ющенко внимание многих почитателей классики привлек Дмитрий Попов. Он запел народную песню «Чорнії брови, карії очі». А еще — в составе трио теноров Национальной оперы Украины вместе со своими коллегами Александром Дяченко и Александром Гурцем и сводным хором, Национальным симфоническим оркестром исполнил финал оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского. Несмотря на молодой возраст — всего 24 года — Дмитрий Попов многого добился: он уже заслуженный артист Украины, много гастролировал по Европе. А недавно выступал в Лондонской Королевской опере Ковент-Гарден.

Наша страна традиционно славится лирическими тенорами. А Италию принято считать родиной драматических теноров. И поэтому, когда в театре появляется обладатель такого редкого в наших краях голоса, которым наделен Дмитрий Попов, на него приходится особая нагрузка.

Дмитрий родился на Луганщине, в городе химиков и шахтеров — Рубежном. Воздух в таких местностях не содействует появлению и становлению красивых голосов. Но Дмитрию повезло. Его природное певческое дарование оценили в Харьковской консерватории. Во второй раз повезло юноше, когда он попал в класс знаменитого профессора Тамары Веске, которая воспитала плеяду прославленных певцов, таких как Василий Третяк, Гизелла Ципола, Александр Востряков и многих других. Поскольку у Дмитрия от природы сильный голос драматической окраски, Веске начала учить его как баритона. И только через год она поняла, что ее студент — тенор. Если бы не опытность педагога, кто знает, не потерял ли бы юноша голос. И тогда — прощай карьера. Уже в 17 лет Попов поехал в свои первые зарубежные гастроли.

«Это произошло случайно, — вспоминает певец. — Когда я учился в Харьковской консерватории, нужно было на хлеб зарабатывать, и я поступил на работу в Харьковскую оперу. Сначала был артистом хора, часто гастролировал с этим коллективом по странам Европы. Потом ездил за границу уже как исполнитель второстепенных оперных партий. А еще были у меня концертные поездки с Ансамблем Вооруженных сил Украины. Мы объехали всю Францию, Бельгию, побывали и в Швейцарии. Это была большая школа жизни».

Если к этому добавить гастроли с труппой Национальной оперы Украины, то, несмотря на молодой возраст, Дмитрий Попов накопил немалый творческий опыт. Кстати, в труппу знаменитого театра его взяли, когда Дмитрий еще учился на пятом курсе Национальной музыкальной академии (туда он перевелся после четырех лет обучения в Харьковской консерватории) в классе Александра Вострякова. В театре перед молодым артистом сразу же встала задача изучить украинский язык. И уже через полгода Дмитрий заговорил на соловьином языке. Попов быстро овладевает теноровым репертуаром.

Его дебютом на киевской сцене стала партия Анатоля Курагина в опере «Война и мир» Прокофьева. Кстати, в этом спектакле Попов исполнил еще две небольшие партии: генерала Барклая де Толли и адъютанта Кутузова. Ныне в репертуаре певца партии Андрея в «Мазепе» Чайковского, Владимира Игоревича в «Князе Игоре» Бородина, Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского, министра Панга в «Турандот» Пуччини, Альфреда в «Травиате» Верди. Но главное — Дмитрий Попов ныне единственный исполнитель (больше петь не заявил о своем желании никто) партии Энцо из оперы Понкиэлли «Джоконда». Кстати, эта опера настолько сложная и изнурительная для исполнителей, что очень редко ставится на сцене. Например, в Италии она уже шестнадцать лет не видела света рампы. Сам Дмитрий считает, что рановато взялся за драматический репертуар (Энцо, Андрей), нужно было бы подождать, когда голос окрепнет. Но в театре свои законы. И, если уже руководство нашло драматического тенора, то заставляет его петь.

Кстати, звание заслуженного артиста Украины Дмитрий получил совсем не за сценические творческие муки. Старая история: судьба художника зависит (во всяком случае, так было раньше) не от его настоящих заслуг перед культурой, а от того, понравится ли он высшему руководству. Бывший президент Украины Кучма также очень уважал пение. В составе трио теноров Национальной оперы Дмитрий Попов неоднократно выступал и в правительственных концертах перед гарантом, и на даче Леонида Даниловича в Форосе. И звание — не заставило себя долго ждать. Но сам Дмитрий расценивает его как аванс. В тройку украинских теноров Дмитрия привел случай. На закрытии Года Украины проходил гала-концерт в Москве. В нем не смог участвовать Александр Дяченко. И, поскольку состав трио несколько раз уже менялся, то выступить предложили Попову. Попытка была удачной, Дмитрий остался в трио и вместе с народными артистами Александром Дяченко и Александром Гурцем объездил Запад и Восток Украины.

Недавно в творческой жизни молодого артиста произошло нерядовое событие: он дебютировал на сцене Лондоской королевской оперы Ковент-Гарден. В опере Джузеппе Верди «Травиата» украинский певец исполнил партию Альфреда. Предыстория его выступления на ведущей сцене Великобритании такова. Дмитрий, как и большинство молодых певцов, рассылал кассеты со своими записями различным европейским менеджерам. Воспользовался советом своих коллег, опытных гастролеров Анжелики Швачки и Тараса Штонды. Как-то один из менеджеров пригласил Попова в оперный театр г. Осло (Норвегия), где «Травиату» ставил широко известный в мире Джонатан Милер (главный режиссер Ковент-Гардена). Молодой украинский артист участвовал в пяти спектаклях и так понравился Милеру, что тот предложил Попову выступить в Ковент-Гардене. На подготовку Дмитрию дали всего один день. Он даже не успел познакомиться с партнерами. Не знал, кто пел партию его любимой Виолетты, кто — отца, кто дирижировал оркестром.

«На сцене было минимум декораций, всего один стул, — вспоминает Попов. В спектакле выступал интернациональный состав артистов, которые были одеты в современные костюмы. А вот в зале — полный контраст: публика как будто явилась из XIX века. Женщины в вечерних декольтированных платьях, украшенных бриллиантами, мехами, мужчины — в смокингах. Слушатели Ковент-Гардена очень придирчивые. Они привыкли слышать лучших из лучших певцов, музыкантов. Поэтому артисты на сцене работают словно это их последнее выступление в жизни. Звезда или начинающий, а должен точно выполнять все самые скрупулезные указания режиссера и дирижера».

Наш Дмитрий так понравился публике, что режиссер в мае снова приглашает его участвовать в новом международном проекте.

А еще Цюрихский оперный театр имеет виды на Д. Попова. В Швейцарии уже пять лет работает молодой киевский баритон Валерий Мурга. Он позаботился о Дмитрие: встретил его в аэропорту, когда тот приезжал на прослушивание. Певцы подружились. У них возникли планы выступать на одной сцене. За Дмитрия можно только порадоваться, что его талант ценят за границей. А что же будет с выступлениями в Украине? Получается, только-только появилась яркая творческая личность на нашем художественном небосклоне, и вот ее уже ждут на Западе. Пока что мы не можем этому помешать: когда молодежь видит, в какой нищете живут бывшие кумиры публики, хочешь не хочешь — поедешь искать лучшей доли. Но есть надежда, что вскоре Украина станет центром не только политической жизни, но и центром культурной жизни. И тогда к нам вернутся все, кто работает далеко от родного дома, жить в Украине станет престижно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать