Перейти к основному содержанию

Оппозиционность как несвершившийся факт

Владимир ЗАЕЦ: «3—5% не являются для нас серьезным испытанием»
16 февраля, 19:29
В РАЗГАРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ (ВЛАДИМИР ЗАЕЦ — В ЦЕНТРЕ) / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

В отличие от Партии регионов, руководители которой попеременно заявляют то о своей «жесткой и непримиримой» оппозиционности, то о готовности к сотрудничеству с новой властью, СДПУ(О) в области политических симпатий более последовательна. О неприятии новой власти они объявили по результатам заседания политсовета, даже не дождавшись решения съезда. Фактически сразу начался и поиск возможных союзников-единомышленников. Правда, социал-демократы не сомневаются, что попасть в парламент пятого созыва смогут и самостоятельно, не в последнюю очередь благодаря голосам ...сторонников Виктора Януковича.

О настоящем и будущем когда-то едва ли не самой провластной, а теперь наиболее оппозиционной силы в разговоре с корреспондентом «Дня» размышляет народный депутат от СДПУ(О), один из руководителей партии Владимир ЗАЕЦ.

— Как проходят переговоры с другими политическими силами о возможном блокировании для участия в выборах 2006 года, которые анонсировал ваш коллега Игорь Шурма?

— Решение об их проведении было принято совсем недавно, и пока у меня еще нет информации о ходе переговоров. Среди возможных союзников — Партия регионов, «Трудовая Украина» и другие. Но моя позиция как заместителя председателя партии и руководителя Житомирской областной организации СДПУ(О) состоит в том, что мы, независимо от результата подобных консультаций, должны готовиться к следующей парламентской кампании самостоятельно. А блокироваться не поздно на любом ее этапе, четкие временные ограничения законодательством здесь не установлены.

Однако объективная оценка текущей ситуации заставляет говорить о необходимости создания коалиции уже сегодня. С соответствующим представительством в ВР и широким — вне ее стен, в среде политических партий. Вопрос обусловлен не только электоральными ожиданиями-2006, но и абсолютно новым качеством политической реальности. Фактически члены коалиции «Сила народа», имея в активе должности президента, премьера, большинство в парламенте, получили всю полноту власти. При таком условии вопрос о нашей оппозиционности решается автоматически. Это честно по отношению к избирателям, в 2006 году они будут иметь четкое представление, кто есть кто, не путаясь в большом количестве «нейтральных» политсил. Из центристов мы первые объявили о своей оппозиционности, поэтому имеем шанс стать ее центром, основанием для формирования коалиции.

— Лидеры Партии регионов утверждают, что будут идти на выборы самостоятельно.

— Вариант блокировки с «Регионами...» не снят с повестки дня, но здесь все зависит исключительно от желания другой стороны. Возможно, целесообразно говорить об объединении уже по факту, по общему интересу в парламенте. Тогда партнерами могли бы стать те же «трудовики», ПППУ, партии господ Губского, Гавриша... К тому же эсдекам не стоит уж слишком навязчиво предлагать себя для партнерства. Потенциальные союзники должны бы осознавать, что наш финансовый, интеллектуальный, масс-медийный ресурс может стать значительным вкладом в будущий успех.

— Но Губский и Кинах сейчас поддерживают Ющенко!

— С позиции сегодняшнего дня трудно говорить о том, кто кого поддерживает. Как давать оценку людям, которые, побывав в горниле кампании на стороне Януковича, присягают на верность новой власти? Впрочем, пусть сами себе дают отчет, насколько это было целесообразно с точки зрения долгосрочной перспективы. Зато эсдеки последовательны и предсказуемы в своих действиях. Поэтому есть неплохие перспективы заручиться симпатиями избирателей, которые в 2004-м поддерживали Януковича. Можно рассчитывать на восемь-десять процентов от их общего количества. В конечном счете, в той кампании мы были не на последних ролях.

— Настолько не на последних, что впоследствии кое-кто из «регионалов» обвинял вас в поражении...

— Что касается поддержки Виктора Федоровича, то мы были с ним до конца. Во время второго процесса в Верховном Суде именно эсдеки защищали его интересы. Именно мы, как наиболее структурируемая и многочисленная политсила в составе коалиции «Выбор во имя будущего», обеспечивали работу штабов, теризбиркомов и участковых избиркомов на местах, мобилизовывали человеческий ресурс. Так как соответствующий потенциал Партии регионов в большинстве областей был довольно скромен.

Впрочем, природа подобных обвинений мне понятна. Они связаны с действиями — или скорее бездеятельностью — бывшего президента и личностью нашего лидера, который в то время возглавлял президентскую администрацию. Многие отождествляли позиции Леонида Кучмы и Виктора Медведчука в отношении господина Януковича, хотя между ними большая разница, что и подтверждает сегодняшний день.

— Эксперты связывают ваше стремление к блокировке опасением не набрать необходимое количество голосов для самостоятельного прохождения в парламент... Участие в президентской гонке не лучше всего повлияло на ваш имидж...

— Суждение об ослаблении наших позиций на местах считаю неверным. Просто изменилась география поддержки. На Западе и частично в Центре она действительно является менее значимой, чем раньше, а вот на Востоке и Юге, наоборот, укрепилась. Поэтому 3—5% проходного барьера для партий не станут для нас уж слишком серьезным испытанием. В абсолютных велечинах это 750—800 тысяч голосов, которые при таком количестве избирателей не является значимой цифрой. Что касается поддержки сторонников Януковича, то в случае нашего самостоятельного баллотирования вопрос будет стоять о перспективе в Донбассе, на Луганщине. Там, скорее всего, мы действительно получим меньше, чем Партия регионов, но, скажем, в Крыму наши шансы приблизительно одинаковые. Монополии на избирателей не имеет никто.

— Эксперты говорят, что теперь в парламенте возможно сформировать только ситуативное — то ли оппозиционное, то ли провластное — большинство. Считается, что настоящие центры влияния будут установлены только по результатам выборов 2006-го.

— Не вижу принципиального отличия между представительством в Верховной Раде сегодня и тем, которое будет там завтра. Соотношение ключевых сил останется устоявшимся приблизительно в том же формате. Электоральная инерция сохранится, и у наших оппонентов шансов получить количественное преимущество больше, чем у новой оппозиции. Таким образом, они будут иметь возможность формировать правительство — с премьером нынешним или, возможно, с другим. Впрочем, не трудно прогнозировать и отток определенного количества избирателей от вчерашних своих кумиров. Новая власть не может быть идеальной, такой, как ее многие представляют. Первые же ее значительные ошибки непременно вызовут разочарование простых людей.

Поэтому, исходя из сомнительности кардинальных перемен за год, основу для оппозиции в Верховной Раде пятого созыва стоит формировать уже сегодня.

— Если вы действительно являетесь оппозицией, то почему так дружно поддержали кандидатуру Юлии Тимошенко на премьерство?

— Любое голосование нашей фракции за кандидатуру на председателя правительства при Президенте Ющенко, или в полном составе «за», или «против», или даже частичное волеизъявление, вполне вписываются в нашу концепцию оппозиционности. Конечно, минимально необходимое количество голосов можно было отдать на откуп тем политическим силам, которые стали инициаторами ее выдвижения, но протестная позиция означает создание искусственных препятствий для формирования правительства. Бессмысленно оказывать сопротивление одному конкретному лицу, это противоречит классическим основам оппозиционности, другое дело — программе действий правительства, его шагам. Для того, чтобы Кабмин заработал, он должен быть сначала сформирован. Наша задача — мониторить его деятельность, отслеживать, как выполняются предвыборные обещания. Поэтому поддержка Юлии Владимировны не является свидетельством нашей непоследовательности или слабой воли. Социал- демократы не враждебно настроены к нынешнему Президенту, премьеру, правительству, мы — качественно новая конструктивная оппозиция, которой до сегодняшнего дня в Украине не было.

— Тем временем ваши бывшие соратники активно интегрируются в новую власть. В частности, экс-министр образования господин Кремень теперь заместитель госсекретаря Зинченко...

— Непросто давать оценку действиям человека, с которым тебя связывает многолетняя дружба. Из сложившейся ситуации эсдекам надо сделать ряд выводов. Уже не впервые лучшие наши люди не выдерживают экзамена на социал-демократию. Действительно, Василию Григорьевичу, кадровому чиновнику, в оппозиции себя представить трудно. Очевидно, что наши оппоненты, тот же Зинченко, заинтересованы в разворачивании внутренних конфликтов, надеясь таким образом на самоуничтожение СДПУ(О) как партии и как фракции в Верховной Раде. То есть я не исключаю, что у Кременя с Зинченко были определенные предварительные договоренности, в контексте которых Василий Григорьевич сначала ушел из партии, а потом перешел на работу к своему бывшему соратнику. Не удивлюсь, если и господин Песоцкий по аналогичному сценарию останется руководить Госкомрезервом, или будет приглашен на другую должность.

— Считаете ли вы вице-спикерское кресло, которое освободил А. Зинченко, до сих пор вашей квотой?

— Нет, эсдеки на него уже не претендуют. Политические реалии таковы, что обладателем должности заместителя председателя ВР является большинство, в состав которой мы не входим. Зато внутри «НУ» за это кресло развернулась жестокая борьба. В частности, господин Костенко не раз и не два озвучивал свои претензии на должность. Кстати, кресло председателя ВР также не является настолько монолитным, как многим это представляется. Целесообразность 2006 года диктует новые отношения. И хотя Владимир Литвин является теперь руководителем парламента, принимал участие в оранжевой революции и в дальнейшем распределении портфелей, ситуация, к примеру, с назначением губернатора Хмельнитчины свидетельствует, что ранее заключенные договоренности легко нивелируются.

Что касается нашей фракции, то даже от председательства в единственном своем комитете мы честно, как того требуют правила, попробовали отказаться. Однако, как известно, депутаты дважды не приняли отставку Геннадия Руденко.

— Так кто же все-таки на нынешнем этапе возглавит оппозицию в Верховной Раде?

— Чтобы говорить о лидере, следует четко выделить контуры политической силы. Пока что они еще не очерчены. О планах доизбрания Виктора Медведчука в действующий парламент мне ничего неизвестно, поэтому главным оппозиционером станет, вероятно, руководитель фракции СДПУ(О) Леонид Кравчук.

— Почему вы провозгласили перемену вектора, не дождавшись съезда?

— Наша оппозиционность пока что действительно не является свершившимся юридическим фактом. Впрочем, я не сомневаюсь, что съезд, который состоится 12 марта в Одессе, поддержит решение руководства партии. Политбюро является высшим управленческим органом, и именно оно должно вовремя реагировать на ситуацию в политикуме, разрабатывать стратегию действий. Ожидать подобных инициатив снизу не приходится. Лидеры выступили с тематической резолюцией, которая является обращением ко всем членам партии, при этом не будучи постановлением или решением. Документ является предметом широкого обсуждения в местных организациях.

— Вы уже взялись за формирование списка-2006?

— Конкретные фамилии еще не озвучиваются, но приблизительный состав известен. Естественно, в первых рядах будут руководители СДПУ(О), в частности, первый президент Украины Леонид Кравчук. Найдется место всем авторитетным партийцам. Так, по моему мнению, в первую часть стоит включить бывшего министра господина Папиева. Это еще одна тема для обсуждения на ближайшем съезде.

— Тогда, возможно, стоит ожидать появления других «темных лошадок», например, как Тамары Прошкуратовой в 2002-м?

— Тамара Сергеевна — учитель, Герой Украины, во многом ее присутствие в проходной части было данью европейским традициям, своего рода технологическим приемом, которые рекомендуют включать в партактив женщин. К сожалению, впоследствии ожидания в отношении роли кое-кого из наших соратников не оправдались. Так, мы надеялись, что Владимир Рябика активизирует молодежное направление работы. Этого, к сожалению, не произошло.

Опыт прошлой кампании показал: побеждают не расчеты и технологии, а непосредственная работа с избирателями. Наши оппоненты уверенно это доказали.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать