Бесплатный сыр науки
Запрещение контрактного образования лишь увеличит взятки
В последнее время вновь муссируется вопрос о необходимости предоставления бесплатного образования для всех желающих. В таком шаге представители некоторых политических сил видят одно из необходимых условий для демократизации украинского общества. А если учесть, что на пост министра образования прочат представителя Социалистической партии, то из области дискуссии эта тема может перейти в политическую плоскость. Насколько это реально и главное — оправдано? «День» предложил руководителям высших учебных заведений прокомментировать возможность отмены платных услуг в образовании и рассказать о возможных последствиях такого шага.
Проректор по учебной работе Национального технического университета «КПИ» Геннадий Варламов сообщил, что на контрактной основе в университете обучаются 10% студентов. Средства, полученные от контрактников, невелики и расходуются в основном на ремонт общежитий и 23-х корпусов вуза. Государственные деньги на эти работы не выделяются. Из этих же средств, говорит Геннадий Борисович, производится и доплата преподавателям, что стимулирует не искать дополнительных заработков на стороне, а больше внимания уделять качеству работы на местах. «Восемьдесят процентов научного потенциала страны сосредоточено в высших учебных заведениях, а суммы на финансирование научных разработок вузовских преподавателей выделяются меньшие, чем для Академии наук. А там ученых насчитывается в пять раз меньше, чем в вузах. В КПИ работает около двух тысяч преподавателей, из которых звание профессора имеют 200 человек. С 1 января текущего года зарплата профессора повысилась более чем в два раза, что составило около 1700 грн. Занятие наукой, изучение наук — дело сложное и далеко не каждому выпускнику школы оно по силам. Получать высшее образование сегодня стало модным. При работе с контрактниками (теми студентами, которые не выдержали конкурса на бюджетные места, но дали положительные результаты на вступительных экзаменах) мы сталкиваемся с тем, что им тяжело дается обучение, на них преподавателям приходится затрачивать больше сил и времени. А в результате — только 20% тех, кто учился на платной основе, в нашем вузе доходят до конца и получают дипломы. Как же нам тогда учить всех желающих? При такой постановке вопроса пострадает талантливая молодежь. К слову, по результатам только что закончившейся сессии пришлось отчислить из университета за неуспеваемость 560 человек, из которых 179 — контрактники».
Вице-президент университета «Киево-Могилянская академия» Михаил Брик обращает внимание на тот факт, что получение высшего образования — это не социальная норма и его предоставление не входит в параметры прав человека. «Сегодня везде требуются качественные специалисты, эпоха дипломных корочек закончилась. Так как же давать высшее образование тем, кто не способен им овладеть? А с другой стороны, имеет ли смысл запрещать получать образовательные услуги за плату, если на это у молодого человека или его родителей есть средства? Запрещение официальной платы за образование приведет к усилению взяточничества во время вступительной кампании. Если уже кто-то хочет получать образование за деньги, то пусть это делает лучше легально и не занимает бесплатное место более способного конкурента. Я за то, чтобы государство предоставляло достаточные субсидии и всячески поддерживало талантливую молодежь, однако и не запрещало желающим обучаться на платной основе». Кстати, первый вице-президент Всеукраинской ассоциации работодателей Вячеслав Быковец видит негатив в стремлении ликвидировать платное образование в плане уменьшения рабочих мест в то время, когда и среди частных вузов некоторые уже заслужили доверие и пользуются заслуженным авторитетом.
Владимир Луговой, эксперт по вопросам политики и в сфере управления образованием, ректор Академии государственного управления при Президенте Украины, резонно замечает, что нет в мире ни одного государства, где бы образование было полностью бесплатным, а точнее, полностью осуществлялось за государственные деньги. «Самый высокий процент финансирования за счет государства, — говорит он, — имеют такие страны, как Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. А всего в развитых странах в среднем около 88% учебных заведений государственных и 12% — частных. Частное образование довольно распространено в Японии и Корее, несколько меньше — в США и Канаде. Если сравнить государственные средства, которые выделяются на образование, то Украина уже сегодня достигла мировых показателей. Уже в прошлом году на образование пошло около 5% от ВВП. В Канаде и Соединенных Штатах эта цифра равняется 6-7%. С каждым годом в Украине растет число бюджетных мест. Все платные места создаются не вместо, а в дополнение к уже запланированным и оплаченным государством. В советский период стать студентами из выпускников средних школ имели возможность не более 20%, сегодня эта цифра значительно выросла. Во Франции учиться в вузе имеют возможность все желающие выпускники средних школ, однако в процессе самого обучения производится конкурсный отбор, а те, кто его не выдерживает, или прекращает получать высшее образование, или продолжает учиться на платной основе. Думается, что сегодняшнее критическое настроение на переориентировку на бесплатное образование вызвано большим количеством частных вузов, дающих некачественное образование, недостаточным государственным и общественным контролем за их открытием и функционированием. Работа же наших государственных учебных заведений по-прежнему высоко оценивается в мире. Следует заметить, что если говорить о бесплатном образовании в развитых странах, то там, как правило, в это понятие входит выделение государством денег на зарплату преподавателям, оснащение аудиторий и лабораторий, комплектование библиотек, проведение исследований. Однако, чтобы, например, иметь возможность пользоваться компьютерным залом, нужно и при так называемом бесплатном образовании покупать абонемент, оплачивать проживание в общежитии, проезд и питание осуществлять из собственного кармана, приобретать за свой счет учебники. В целом же предоставление платных услуг является хорошей инвестицией населения в образование».
Выпуск газеты №:
№18, (2005)Section
День Украины